Как мы могли уйти от Бога?

Вопрос: Если живое существо исполнено знания и блаженства и мы были в духовном мире и это понимали, я не пойму, как мы могли уйти от Бога?

Ответ: Не только Вы. Я хочу Вас обрадовать, что Бхактивинод Тхакур тоже пишет, что он этого не понимает. Бхактивинод Тхакур в «Бхакти-локе» пишет, что эта вещь относится к категории «ачинтьи», то есть непостижимых вещей, непостижимых категорий. И еще он пишет другую очень важную вещь, что если человек думает над непостижимыми вещами, то только порождает анартхи в его сердце. Если человек пытается понять что-то заведомо непостижимое, то это только порождает проблему у него внутри. И эти проблемы становятся все больше и больше и больше до тех пор, пока становятся неразрешимыми.

Это вопрос с этим падением души, с вечным знанием и блаженством и, как мы от него отказались, и за что, и почему так: Бог это с нами сделал и мы сами сделали, и кто виноват, несомненный факт. Я видел таких людей, которые свихнулись на этом вопросе и в результате этого: то, что предсказывает Бхактивинод Тхакур, с ними случались анартхи, то есть проблемы в их сердце становились только больше.

Есть категория непостижимых вещей. Невозможно их с помощью ума понять. Можно и так, и сяк объяснять. Это вечный вопрос. Я на него отвечал, не знаю, какое количество раз. И так, и сяк отвечал. Вроде бы сам себя убедил в том, что я что-то понял. Но при этом все равно все его задают и каждый раз чувствуешь себя полным идиотом. Потому что проблему падения души очень сложно понять.

Но суть в одном: душа крошечная и даже если у нее есть знание, это знание крошечное. Бхактисидданта Сарасвати Тхакур Прабхупад говорит, что душа делает этот выбор из положения нейтралитета. Он по-другому немножко подходит к этому. Он говорит, что есть некая «татастха», так как душа порождение «татастхи» или пограничной энергии, то из этого пограничного положения и делается выбор либо туда, либо туда.

Но самое главное все-таки – это то, что говорит Бхактивинод Тхакур, когда человек размышляет над непостижимыми предметами, то хуже становится. Лучше не становится.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, Ахтуба 20.07.2009 г.