Как избежать ловушки самодовольства при повторении Святого Имени?

Я думаю, очень существенно поклонение Божествам. Необязательно каждому иметь свои личные Божества, но так или иначе, надо когда-нибудь послужить в алтаре, побыть в присутствии Кришны. Это очень усиливает убежденность в том, что Кришна – личность. Тогда, повторяя Святое Имя, мы будем обращаться к конкретной личности. Мы будем знать, что эта личность имеет определенную форму и присутствует на алтаре.

Это очень помогает мне. Все пять наиболее мощных средств бхакти-йоги – нама-киртан, садху-санга, бхагават-шраван, матхур-васа, шри-муртир шраддхая-севан – это как бы самодостаточный комплект. И, как правило, не получается делать что-то одно из этого хорошо, не делая хорошо другого. Вряд ли вы сможете хорошо воспевать Святое Имя, если у вас не налажена садху-санга.

Тот, кто не может нормально общаться с преданными – каништха-адхикари. У каништха-адхикари нет веры в Святое Имя. Если человек не слушает «Шримад-Бхагаватам» очень серьезно, как он поймет величие Святого Имени? Откуда взяться тогда убежденности и решимости? А они необходимы. Можно видеть, что сосредоточение на воспевании Святого Имени не означает ослабления внимания к остальным четырем могущественным методам бхакти.

Совершенствование джапы – это совершенствование всей нашей практики в сознании Кришны. Улучшение джапы – это улучшение всего.

Джива Госвами в одной из «Сандарбх» делает такое утверждение. Все анги, все направления преданного служения должны совершаться в связи со святым именем, потому что они зависят от воспевания Святого Имени. Но мы должны делать все. Он не говорит, что больше ничего не нужно делать. Другие виды деятельности также должны осуществляться очень тщательно.

Оскорбления, которые формулируются обычно в отношении Святого Имени, приложимы и к другим видам нашей практики. Они как бы распространяются на другие сферы преданного служения. Преданным надо стараться избегать их всех. Лучшим антидотом против успокоенности и самодовольства является вкус к воспеванию Святого Имени.

Вкус значит – человек все время хочет большего. Преданного тогда просто влечет в определенном направлении, и от него требуется определенное поведение при этом.

Е. С. Шрила Шиварама Свами