9 марта — день ухода Мадхавендры Пури

Прежде чем появиться на Земле Самому, Господь Чайтанья послал сюда Своих вечных спутников, таких как Шри Адваита Ачарья, Шри Джаганнатха Мишра, Шачи Мата, Мадхавендра Пури и Ишвара Пури. Великий святой Шри Мадхавендра Пури, живший в середине XV века, был пятнадцатым в цепи ученической преемственности, берущей начало от Мадхвачарьи (Мадхва-сампрадае). Шри Мадхавендра Пури принял инициацию от Шри Лакшмипати Тиртхи в Мадхвачарйа-сампрадайе. У него было много учеников, а главными являлись Шри Адваита Ачарья и Шри Ишвара Пури. Все ваишнавы в Бенгалии и Кшетра-мандале (Джаганнатха Пури) были так или иначе связаны со Шри Мадхавендрой Пури. Когда пришел Господь Чаитанья, многие из учеников Мадхавендры Пури присоединились к движению санкиртаны Махапрабху.

Совершив долгое паломничество по Бхарата-бхуми (Индии), остаток жизни он провел в Бенгалии и Ориссе. Он начал восстановительные работы во Вриндаване, которые позднее были продолжены Шри Рупой и Санатаной Госвами. Бродя от лужайки к лужайке, вспоминая сладкие вриндаванские игры Радхи-Кришны, Мадхавендра Пури в экстазе терял сознание. Во сне, Шри Гопала приказал Мадхавендре Пури раскопать спрятанное Божество Гопалы и установить Его на вершине холма Говардхана. Мадхавендра Пури отметил установку Божества церемонией аннакуты (праздником, в процессе которого Кришне предлагается целая гора пищи).

Мадхавендра Пури ввел в Мадхвачарйа-сампрадайу концепцию мадхурйа-бхавы (супружеской любви). Он посеял семя према-бхакти. И Чайтанья Махапрабху стал раскидистым деревом, роняющим на каждого сладкие медовые плоды премы. Он также открыл вираха-бхаву, настроение любви, которым наслаждаются в разлуке с Господом. Его ветвь Мадхва-сампрадайи отмечена экстатической любовью к Богу. Она известна как Мадхва-Гаудийа сампрадайа.

Гаудийа-сампрадайа учит, что поклонение Радхе и Кришне в настроении разлуки представляет собой высший уровень преданного служения. На этой стадии самоосознания преданный чувствует «мир совершенно пустым в отсутствие Кришны». Мгновение без Мадхавы тянется как миллионы лет. Шри Чайтанья Махапрабху всегда плавал в океане дивйонмада-махабхавы — безумных экстатических эмоций, явленных Шри Радхой в Брахмар Гите («Шримад-Бхагаватам» 10.47).

В этом стихе Мадхавендра Пури обнаруживает подобные же эмоции. Гаудийа-ваишнавы заключили, что муссонный ливень экстатической любви, пролитый Господом Гаурангой во время Его проявленных игр, начался с Мадхавендры Пури. Затем он прошел через Ишвару Пури, игравшего роль духовного учителя Господа Чайтаньи.

Все Госвами Вриндавана являются спутниками Радхи-Говинды, Они – вечные участники Кришна-лилы, но в маха-бхаумья-лиле их жизни прошли в настроении единения в разлуке. Все это было явлено благодаря первому ростку Кришна-премы – Мадхавендре Пурипаду.

В Бенгалии существует поговорка: «Гуру можно узнать по его ученику». Пури велик и велики его ученики: Ишвара Пури, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху. Все они, придя в этот мир, стали его учениками. В Кришна-лиле их положение неизмеримо высоко, и этому миру они явили себя величайшими последователями Мадхавендры Пури.