Давайте думать немного шире

Недавно кто-то из наших прихожан, вновь задал мне злободневный вопрос о том можно ли дарить Туласи Кантхи Малу непреданным. Если кому-то будет интересно это дочитать — я ответил примерно следующим образом:

С точки зрения Гуру, Садху и Шастр, нет ничего дурного в том чтобы дарить Туласи Кантхи Малу материалистичному человеку.

Но, преданные часто упускают одну важную деталь: мы являемся представителями проповеднического движения. И в этом смысле нам стоит проявлять здравый смысл, разборчивость и научиться мыслить немного шире. Другими словами, помимо утверждений Гуру, Садху и Шастр, мы должны учитывать что благоприятно для проповеди а что нет.

Преданные часто говорят о том что подарок в виде Кантхи Малы непреданному или даже пьянице и дебоширу, также является проповедью, так как мы приносим благо этой душе…

С точки зрения краткосрочного проповеднического результата, нет проблем подарить Туласи Малу пьянице, мясоеду или дебоширу.

Но с точки зрения дальнесрочной перспективы — с точки зрения репутации нашего движения, увидев образ жизни подобных дебоширов носящих Кантхи Малу, люди скорее всего отождествят поведение этого материалиста с поведением преданных.

Самой важной Праманой (источник достоверного знания) для нас остается пример и наставления Шрилы Прабхупады. С точки зрения традиции нашей Сампрадайи, мы как последователи Господа Чайтаньи, обязаны выходить на улицы и воспевать Святое Имя на благо падших обусловленных душ. Тому есть множество подтверждений Гуру, Садху и Шастр.

Тем не менее, когда Прабхупада услышал как реагировали прохожие на одну из первых Харинам проведенных преданными на улицах Бомбея, он попросил преданных приостановить уличное воспевание. Почему? Потому что Бомбейские люди в отличии от Бенгальцев не понимали что такое Нагар-санкиртан. Они воспринимали преданных как попрошаек и бросали им рупии и пайсы. Прабхупада решил отказаться от подобной проповеди так как оно оказывало негативное влияние на репутацию нашего движения и усложняло нашу проповедь в дальнесрочной перспективе.

В этой связи не могу не упомянуть об еще одном вопросе часто обсуждаемом в среде русскоязычных преданных, о том, можно ли наносить знаки Тилаки, глиной со священных берегов Шри Радха Кунды. Никто не сомневается в том что эта глина благоприятна. Нет сомнений в том что существует множество авторитетных утверждений Гуру, Садху и Шастр разрешающих наносить Тилаку глиной с берегов Радха Кунды. Делая это преданный получает благо.

Но давайте учтем также фактор проповеди. Если преданные ИСККОН будут наносить знаки Тилаки подобной глиной, чем они будут отличаться от Бабаджи на Радха Кунде? Какое послание будут нести последователи Прабхупады, Гаудия Вайшнавскому миру и Бхактивинода Париваре позволяя себе отращивать бороды, носить длинные косы, носить татуировки, Туласи Малы со стекляшками и другие модные причиндалы продающиеся в наших киосках в коммерческих целях, или нанося Тилаку с Радха Кунды?

«Нанесенные нами знаки Тилаки передают окружающим определенное послание. Знаки Тилаки говорят о Сампрадае, которую мы представляем. Традиционно, Тилаку с Радха-Кунды носят Бабаджи на Радха-Кунде. Зачем нам представляться теми, кем мы не являемся? Во вторых, зачем делать то, чего не делали ни Прабхупада, ни Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, ни Бхактивинод Тхакур? Нанося тилаку Радха-Кунды, вы не совершаете ничего плохого. Очевидно, подобный жест нельзя сравнить с нарушением регулирующих принципов. Тем не менее, это то, чего наши Ачарьи не делали. Вы спрашиваете можно ли носить Тилаку Радха Кунды, но вопрос в том, почему вы хотите носить такую Тилаку? Чтобы выделиться? Чтобы заявить о своем праве на свободу и независимость?… Почему бы просто не пользоваться тем, чем пользовался Прабхупада, оставаясь при этом удовлетворенным? Прабхупада использовал Гопи Чандан для знаков Тилаки, давайте не будем об этом забывать, и будем использовать именно эту глину для нанесения Тилаки». (Шрила Шиварама Свами)

Вывод: Шрила Прабхупада и наши духовные учителя думают не только о своем сиюминутном духовном благе или о быстром проповедническом результате, они думают шире, с точки зрения дальнесрочной перспективы — о репутации нашего движения, которое призвано проповедовать на протяжении следующих тысячелетий.

Мне бы хотелось научиться думать также широко, оставив позади сентиментальные представления о личном благе, или о быстрых проповеднических результатах, а также избавиться от узкого, нецелостного понимания некоторых утверждений Гуру, Садху и Шастр, — понимания которое наносит вред репутации нашего движения в дальнесрочной перспективе.

Радха Говинда прабху