бхакти вигьяна госвами

Безответственность – это игра в жертву

Безответственность – это желание переложить ответственность на другого, желание обвинить кого-то, переложить вину на другого. Безответственность – это игра в жертву. Когда я не хочу принимать ответственность за свою жизнь, за себя, за свои поступки, когда я веду себя как реактивный человек. Реактивный человек – это человек, который реагирует на ситуацию достаточно тупо, на уровне импульсов, появляющихся у него. Самое любопытное, что из этого происходит то, что я всегда изображаю из себя жертву. Обычно динамика такого безответственного человека такова: сначала человек начинает действовать. Он действует всегда, но в последствиях своей деятельности винит других. Жизнь безответственного человека состоит из двух фаз обычно.

Из фазы беспорядочной деятельности, когда человек пытается урвать удовольствия и получить что-то, достичь каких-то результатов. Эту фазу деятельности можно назвать «фазой героя». «Я – герой». Мы рождаемся здесь, чтобы победить. Мы бросаемся на завоевание этого мира. Это первая фаза. Потом приходят, естественно, последствия этого, и «герой» превращается в «жертву». Знакомая динамика? Сначала я действую, пытаюсь что-то делать сломя голову, у меня есть некий начальный оптимизм, но если у меня нет этой очень важной привычки, то я очень быстро превращаюсь из «героя» в «жертву». Из энтузиазма я повергаюсь в депрессию. На языке клинической психологии это называется маниакально-депрессивный психоз. У него нет времени подумать. Когда он герой, то понятно, почему нет времени подумать, а когда он жертва, то сил нет подумать. Это динамика жизни безответственного человека.

Ответственный человек действует всегда, в любых обстоятельствах. Это признак того, что на самом деле это духовное качество, потому что только человек, нащупавший свою духовную природу, может действовать всегда, в любых обстоятельствах и никогда не впадает в уныние. У него есть постоянная инициатива. Она не зависит от внешних обстоятельств.

Для того чтобы понять степень нашей ответственности, я предлагаю вам очень простой тест. Каждый из вас этот тест может провести на себе, чтобы определить, насколько реально я понимаю ответственность. Этот тест предлагает Стивен Кови. Это лингвистический тест, или анализ нашей речи. Чтобы понять, до какой степени я принял на себя ответственность, постарайтесь вслушаться в свою речь и записывать какие-то фразы, которые чаще всего вы произносите или которые из вас сами вылетают.

Безответственный человек будет говорить: «Я ничего не могу поделать», «ну, почему со мной так случается», «ну, вот такой я есть», «он (она) меня раздражает», «мне придется это сделать». Это язык жертвы.

Прислушайтесь к своей речи, каким образом вы другим объясняете эту ситуацию, каким образом вы себе объясняете эту ситуацию. В течение одного дня постарайтесь проанализировать, вслушайтесь в свою собственную речь, особенно, когда вы жалуетесь на что-то.

Ответственный человек будет другим языком говорить. В «Бхагавад-гите», во второй главе Кришна объясняет, что есть стхита-дхир муни – человек с неподвижным разумом, с разумом очень сильным. Арджуна сразу у него спрашивает: «Объясни мне, как этот человек говорит? По какому языку его можно распознать? Как я могу узнать, это тот человек или нет, мудрец он или нет?» Иначе говоря, настоящего мудрого человека можно узнать по его речи. Ответственный человек будет говорить: «Я могу», «посмотрим, какие есть возможности», «какой может быть подход к этому». Человек не будет переносить это куда-то вне себя, а будет исходить из себя. Основная парадигма этой книги – это от себя вовне, а не извне в себя. У него есть опора в себе. Поэтому он говорит: «Я приму решение», «я выбираю». Он не изображает из себя какую-то жертву обстоятельств. Он пытается реально решить свою проблему.

Е. С. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами