Жизнь в долг

Являются ли материальные сверхусилия грехом или нет? На первый взгляд нет. Если это — честный труд, что тут плохого?

Давайте посмотрим как к этому относится Шримад-Бхагаватам. В описании материального мира как дремучего леса наслаждений (Шримад-Бхагаватам 5.13.12) сказано: «Блуждая по тропинкам материального бытия, человек нередко остается без средств к существованию. У него нет ни дома, ни места, где можно присесть или прилечь, ни семейных радостей. Тогда он начинает попрошайничать, а если не добивается желаемого, то входит в долги или встает на путь воровства. За это его всячески унижают и поносят.»

Лишенный богатств, просит у тех, кто имеет, но не обретая, апратилабдха-камах — тот, чьи желания не удовлетворяются, — паракйа-дриштих — жадный к чужому богатству, — влазит в долги или начинает воровать.

Неудовлетворенный человек, под влиянием желаний, залазит в долг. Брать в долг — всегда означает залазить в долг в свою собственную карму, что есть воровство на тонком уровне с очень грубыми последствиями. Такая жизнь неизбежно влачит за собой страдания. Трудно предсказать все повороты экономики и курса валют, трудно догонять рост процентов за долги, очень непросто возвратить вовремя, тяжело отдавать даже одолженные у кого-то, по сути не свои деньги, оказавшиеся в руках вследствие такого тяжелого труда.

Долги — это жизнь под влиянием сильной гуны страсти (непреодолимые желания, которые нужно удовлетворить во что бы то ни стало) и невежества (последствия), это сверх усилия, всегда предполагающие тяжелый труд. Но даже если все происходит благополучно и человек отдает долги вовремя, то проблемы будут возникать в совершенно другой сфере, потому что невозможно получить больше, чем суждено в соответствии с прошлой кармой.

Жизнь в современном обществе построена на системе кредитов с последующей отработкой. Как общество, живущее в долг, может быть счастливым и процветающим? Порочная философия потребительства любой ценой — выпросить, одолжить или украсть — проявляется в безответственной жизни без понимания будущих последствий. Логическое продолжение такой философии безответственности — это убеждение в том, что нет никакого продолжения жизни после смерти, нет смысла думать о будущем. Это материализм. Материализм и аморальное сиюминутное чувственное наслаждение без мыслей о последствиях и возможных наказаниях — понятия-синонимы.

«Эта атеистическая философия также процветала в Индии, где ее пропагандировал Чарвака Муни, сказавший :

ринам критва гхритам пибетйавадж дживет сукхам дживет
бхасми-бхутасйа дехасйа кутах пунар агамано бхавет

Смысл этой теории в том, что пока человек живет, то должен есть, насколько это возможно, много гхи. В Индии гхи (очищенное топленое масло) — это основной ингридиент для приготовления большого разнообразия блюд. Поскольку каждый желает наслаждаться вкусной пищей, Чарвака Муни советует, чтобы человек ел гхи столько, сколько возможно. Кто-то может возразить: «У меня нет денег, как я куплю гхи?» Чарвака тем не менее говорит: «Если у тебя нет денег, то выпроси, одолжи или укради, но так или иначе добудь гхи и наслаждайся жизнью.»

Тому, кто далее возражает, что придется отвечать за попрошайничество, одалживание или воровство, Чарвака Муни отвечает: «Ты не будешь за это отвечать, как только твое тело сожгут в пепел после смерти, со всем этим будет покончено».(Шри Чайтанья-чаритамрита, “Ади лила”, 7.119., комм.)

Даже с материальной точки зрения это — недальновидная глупость. Гхи — символ наслаждения жизнью. Но если человек ест много, без ограничений гхи и пищу жареную на гхи, то развалит свою печень и умрет преждевременно. Чувственные наслаждения делают человека одержимым маньяком, действующим и себе, и другим во вред. Шрила Прабхупада сравнивает такое наслаждение с наслаждением верблюда, жующего колючки, сдобренные кровью своего собственного языка.

Это — невежество и представление о счастье в невежестве, без понимания отдаленных последствий, закона кармы, существования души и ее трансмиграции.

Разумный понимает свою зависимость от Кришны, а также то, что сверх усилиями, адхармой изменить жизнь не получится. Лучше зависеть от Господа в удовлетворении желаний, то есть действовать, но в пределах дхармы (религиозной жизни, посвященной Господу), не вовлекаясь в адхарму (нерелигиозную жизнь) ради удовлетворения чувств. Сверхусилия относятся к категории адхармы, потому что постепенно заставляют забыть о Кришне.

Еще один аспект одолженных денег состоит в том, что должник вынужден работать с невероятной привязанностью к результату. Он не может позволить себе не достичь плодов, так как рискует, что за долги у него заберут собственность. Такая установка вводит человека в невероятную гуну страсти и страх, над ним постоянно висит дамоклов меч кредиторов. Неумолим закон кармы.

В любом случае, важно понять, что, пытаясь удовлетворить желания, мы никогда их не удовлетворим, так как от удовлетворения они будут лишь расти. Так невозможно погасить огонь, поливая его бензином. Важно качество жизни, которое выражается в качестве нашего сознания, а не во внешних условиях. Качественное сознание уменьшает запросы ума, делая его самодостаточным и счастливым. Это стандарт жизни атмарамы.

Формулируя эти мысли другими словами, можно сказать, что наша задача как преданных не в том, чтобы иметь больше, но в том, чтобы посвящать то, что имеем Кришне, все связывая с Ним.

По материалам Ачьюты Прии прабху