Жесток ли Кришна?

Недавно я получил письмо, в котором один человек написал: «Я никак не могу принять концепцию, что Кришна всецело любит живые существа. Когда я смотрю на то, как Он ведет себя по отношению к человеку, который не подчиняется Его желаниям, кажется, что Он весьма рассержен и наказывает его тяжелыми обстоятельствами, такими как война, насилие, смерть, сомнениями о цели жизни и многими другими страданиями. Неужели тот, кто создает безжалостные обстоятельства для всех тех, кто не выполняет Его волю, действительно исполнен безусловной любви? Представьте кого-то, кто жестоко мучает своего друга, только лишь потому, что он решил поехать на отдых отдельно от него».

Я глубоко размышлял над этим вопросом и затем ответил: «Именно этот вопрос был моим первым и самым насущным вопросом к моему духовному учителю. Я спросил его: «Почему Бог, которого вы так прославляете, создал такой жестокий мир?»»

Я получил следующий ответ: «Не Кришна создал такой мир, ты сам создал его таким». Это было настолько пронзительно, что я практически почувствовал, как на меня указали пальцем со словами: «Ты несешь за это ответственность, и никто другой».

По прошествии уже почти пятидесяти лет размышлений над ответом моего гуру, я пришел к такому пониманию его слов: Я должен принять на себя ответственность за создание этого мира – моего собственного маленького мира и мира, который окружает меня. Как только я возьму ответственность, и не буду искать кого-либо, кто это сделает за меня, все полностью поменяется правильным образом и наладится.

Шрила Прабхупада услышал мое сомнение, которое в прошлом превратило многих верующих людей в атеистов, и обратил этот самый вопрос в возможность для личностного роста. Так действуют садху.

Тем не менее, я должен признать, что я тоже иногда прихожу в отчаяние, когда вижу, сколько негатива и зла распространяется в мировом масштабе. Тогда я снова сталкиваюсь лицом к лицу со своим старым вопросом.

В «Шримад-Бхагаватам» дед Бхишма излагает очень важное видение ответа на этот вопрос, которое помогает мне во времена подобных сомнений. Хорошо зная, что Господь не может иметь злые намерения по отношению к кому бы то ни было, Бхишма обратился к своим внукам, Пандавам, когда он возлежал израненный на ложе из стрел, готовый к смерти на поле боя Курукшетра:

«Все это происходит по непостижимому плану Верховного Господа, который всегда делает то, что является наилучшим для каждого, поскольку Он одинаково добр ко всем без исключения».

Кто способен понять этого Верховного терапевта и Его долгосрочные планы? Иногда Он может посчитать, что будет самым наилучшим для нас – и послать нам боль, трудности, огорчения и болезни. Потому что иногда боль может сделать нас мудрыми, прохождение через трудности может сделать нас добрыми к другим, огорчения – мягкими, а болезни – сильными. Таким образом, невзгоды зачастую углубляют наше понимание и расширяют наше видение, в результате чего мы слышим и видим лучше. Все это становится видно по прошествии времени.

У кого есть полная картина всех факторов, которые приводят к такой ситуации в жизни?

То, что Господь имеет только лучшие намерения можно увидеть посредством того факта, что Он поместил прямо в центр всего этого негатива самые невероятные возможности для наших жизней. Он послал преданных, принес Святое Имя, дал священные писания, такие как «Бхагаватам», и проявил Святые места и Божества. Более того, Он множество раз являлся как аватара (Будда, Рама, Нрисимха и т.д.) И всего лишь пятьсот лет назад, Он пришел как Шри Чайтанья Махапрабху, чтобы раздавать безусловную любовь даже тем, кто не следует никакой духовной практике. Но, пожалуй, величайший вклад Его милости состоит в том, что Он всегда сопровождает нас внутри наших сердец как Сверхдуша, давая верные импульсы нам, зачастую незаслуживающим такого исключительного любящего внимания. Эти возможности, данные Кришной из любви к каждому живому существу, в равной мере доступны всем, а не только тем, кто уже исполняет Его волю.

Я всегда молюсь о том, чтобы я мог распознавать эти необыкновенные знаки милости Кришны и помочь максимальному числу людей распознать эти ориентиры в их жизнях.

Е.С. Шачинандана Свами