Путь к духовному пробуждению
Вы можете назвать это сексизмом, если хотите, но такова позиция Прабхупады
Это трудная тема, поскольку в нашем обществе, в ИСККОН также есть отчетливые различия во мнениях. Некоторые говорят: ну, Прабхупада относился к мужчинам и женщинам одинаково. Другие говорят: ну, вы должны знать, что Прабхупада говорил о ролях в варнашраме. Прабхупада много говорил о ролях в варнашраме. Мое понимание таково, что Шрила Прабхупада как практический проповедник видел, что на Западе мужчины и женщины смешиваются друг с другом и у них нет такого традиционного понимания общества, поэтому он занимал мужчин и женщин как проповедников. Прабхупада сказал: «Наша политика занимать мужчин и женщин как проповедников».
Это трудная тема, поскольку в нашем обществе, в ИСККОН также есть отчетливые различия во мнениях. Некоторые говорят: ну, Прабхупада относился к мужчинам и женщинам одинаково. Другие говорят: ну, вы должны знать, что Прабхупада говорил о ролях в варнашраме. Прабхупада много говорил о ролях в варнашраме. Мое понимание таково, что Шрила Прабхупада как практический проповедник видел, что на Западе мужчины и женщины смешиваются друг с другом и у них нет такого традиционного понимания общества, поэтому он занимал мужчин и женщин как проповедников. Прабхупада сказал: «Наша политика занимать мужчин и женщин как проповедников». Он не сказал, что это наш принцип. Он сказал, что это наша политика, наш метод. Потому что на Западе мужчины и женщины общаются близко друг с другом.
Шрила Прабхупада также сказал, чтобы мы переходили и двигались к традиционному обществу, потому что это благоприятно для практики сознания Кришны, так как современный образ жизни предполагает слишком близкое общение мужчин и женщин. Это причина падения.
В шастре приводится пример гхи: если положить его рядом с огнем, оно естественно растопится. Если мужчину и женщину оставить одних, вблизи друг от друга, то начинается процесс таяния масла. Поэтому мы видим в Бхагаватам и в Ману-самхите цитируется, Прабхупада часто это цитировал: не нужно сидеть близко со своей матерью, сестрой или дочерью, не говоря уже о других женщинах, потому что чувства могут возбудиться. Шрила Прабхупада цитировал этот стих, он говорил, что только негодяи возбудятся сидя рядом с матерью, сестрой или дочерью. Но Прабхупада цитировал: даже очень образованный человек может возбудиться даже сидя с матерью, сестрой или дочерью.
Есть жалоба, что, видите, Шрила Прабхупада относился к мужчинам и женщинам равно, одинаково. Он давал одинаковые возможности для духовного развития, но не занимал их одинаково. Например, он не делал женщин GBC. Он говорил Ямуне, что я бы сделал тебя GBC, если бы ты была мужчиной. То есть у него не было политики назначать женщин на посты GBC. Он верил в принцип, что мужчины должны быть лидерами, а у женщин должна быть подчиненная социальная роль.
Когда Шрила Прабхупада ездил к Индире Ганди, у него было несколько предложений. Одно из них: она должна подать в отставку с поста премьер-министра и сделать Санджая премьер-министром. То есть ему не нравилась демократия. Он сказал, что вы станьте матерью-царицей, а Санджай пусть будет царем. Хотя Санджай был негодяем, но Шрила Прабхупада посоветовал: «Сделайте его царем». Под руководством Прабхупады.
Прабхупада не делал женщин президентами храмов. Был один случай в 1968 году, когда храм состоял из двух человек: мужа и жены. Муж оставил сознание Кришны и Прабхупада сказал женщине, что она может стать президентом храма. Она была единственным членом храма. Вы можете назвать это сексизмом, если хотите, но такова позиция Прабхупады. Есть те, кто говорят, что Прабхупада сказал: «Когда мужчины и женщины приходят в сознание Кришны, они становятся равными». Что-то вроде этого. Я точно не помню. Когда женщины становятся преданными. Но когда джива в женском теле…
Мы должны всегда помнить: мы не мужчина, мы не женщина, мы не часть этого материального мира, но мы должны действовать в определенных обозначениях, пока мы находимся в этом мире. Так что не нужно думать, что поскольку женщина берет мешочек с четками и начинает повторять «Харе Кришна», она преодолевает все свои обусловленности. И мужчина тоже поднимается над всем этим.
Шрила Прабхупада отмечал случай с Гандхари. Когда Кунти родила ребенка, до Гандхари, Гандхари была настолько расстроена тем, что Кунти родила раньше Гандхари, что в разочаровании, а она была беременна, она ударила по животу, по своему эмбриону, который разорвался. Поэтому у нее получилось сто. Не один кусочек беспокойства, а сто кусочков беспокойства. Она, казалось бы, вызвала выкидыш, но Вьяса потом устроил инкубацию эмбрионов. В современной науке это тоже есть: младенцев кладут в инкубатор. На свет появились сто негодяев. У нее еще была одна дочь, то есть сто один ребенок.
Итак, Прабхупада когда комментировал, он сказал, что даже в случае с такими великими душами как Гандхари, это великий пример людей. Она была очень красива и квалифицированна, но когда она услышала, что ее муж слеп, она сама себя ослепила, она завязала повязку на глазах, чтобы не иметь преимущества перед своим мужем, не быть выше своего мужа. Она добровольно стала слепой. Такая вот, живущая по высоким моральным принципам женщина. Но даже она из-за своей женской природы позавидовала Кунти, что та родила раньше нее. Так что не нужно думать, что просто взяв мешочек с четками, вы вдруг, мгновенно освободитесь от вашей обусловленности.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент из лекции «Обязанности мужчин»