Все мы движемся по дорожке смерти

Некоторое время я размышлял о том, чтобы поговорить о практических приготовлениях к смерти для вайшнавов, стремящихся к совершенству вайшнавов. И в связи со скоропостижной кончиной моего духовного брата Кальяпани прабху, я подумал, что пришло время, потому что мы все на пути к этому. Все мы движемся по дорожке смерти. Нам всем уготован такой конец.

Ну, это не конец, на что указывает Кришна в этом стихе здесь в «Бхагавад-гите» (2.11), но это конец определённой фазы деятельности. И в человеческой форме жизни смерть в некотором смысле не совсем то, что вытекает логически. Напротив, это подобно тому, как каждый заболевает гриппом, у всех болят зубы, каждый умирает. Но это логически подразумевается, так как:

йам йам вапи смаран бхвам
тйаджатй анте калеварам
там там эваити каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах (Б.-г., 8.6)

В человеческой жизни то, о чём мы думаем в момент смерти, определяет наше будущее. А то, что мы делаем во время жизни, значительно и в основном определяет то, о чём мы думаем в момент смерти. Человеческая жизнь — это перекрёсток или более, чем перекрёсток, это узловой пункт со многими возможными выходами.

Мы не сможем остаться там, где мы есть. Мы должны куда-то двигаться. Так, смерть очень важна, и особенно для вайшнавов. Мы хотим помнить Кришну в момент смерти.

анта-кале ча мам эва
смаран муктва калеварам
йах прайати са мад-бхавам
йати настй атра самшайах (Б.-г., 8.5)

Господь Кришна снова говорит: «Кто помнит обо Мне в момент смерти, достигает Моей природы непременно. В этом нет никаких сомнений».

Так, подготовка к смерти. Нечто интересное произошло сегодня утром, когда я вошёл в аккаунт и проверил мою почту. Потому что не все мои письма приходят напрямую ко мне. Многие из них приходят через моего секретаря, который отфильтровывает хлам и спам и тому подобное. Спам преданных. Кто-нибудь где-нибудь на что-нибудь жалуется, а я вообще не в курсе и ничем не могу помочь, ибо я санньяси. Я состою в списке из 500 человек, которые обязаны получать такую жалобу. Для таких целей у меня есть секретарь.

Я получил письмо от Джеймса Рассела, это Кальяпани прабху. Мы переписываемся регулярно по поводу редактирования книги. Я как раз послал короткие заметки. Я как раз отредактировал один раздел. Я сделал несколько комментариев и думал, что он думает по этому поводу. И он сказал: «Окей. Я думаю, всё в порядке». Так он написал в ответ. Было очень интересно получить то письмо, потому что он, должно быть, написал это — я предполагаю, — он написал его как раз перед тем, как отправиться на программу, возвращаясь с которой он попал в катастрофу и погиб.

Должно быть какое-то слово, чтобы описать это: когда вы получаете электронное письмо от того, кто в данный момент умер, и очевидно нет никакого признака в его письме: «О, я умру, а я не хочу». Вы как раз ожидаете продолжения жизни, и происходит так: я посылаю ему письмо, он послал мне письмо, а потом я ему пошлю, а он пошлёт мне, и вот такой обмен письмами мы будем продолжать, пока не отредактируем книгу. Но так не случилось, не так ли?

У него не было никаких шансов подготовиться к смерти конкретно. Конечно же, вся наша жизнь предназначена для подготовки. Но многие из нас получают предупреждение. Предупреждение содержится в шастре — мы умрём, джа̄тасйа хи дхруво мр̣тйур (Б.-г., 2.27). Тот, кто родился, непременно умрёт. Это для всех очевидно. Также старость является признаком, что мы движемся к этому моменту. Как мне, например, 62 года, и я определённо ближе к смерти, чем к рождению, поэтому я не ожидаю, что проживу ещё 62 года. Очень маловероятно. Таким образом, это знак. И тело, гниющее вокруг нас, снаружи и изнутри. Это предупреждение, что смерть приближается.

Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Практическая подготовка к смерти»