Почему 16 кругов? Почему не 16 тысяч? Вот это качество

Преданный: Повторяя свои круги, мы не совсем уверены, что делаем это искренне…

Прабхупада: Вы должны быть уверены.

Преданный:: А как достичь этой уверенности?

Прабхупада: На это и даются четки.

Брахмананда: Нет, он спрашивает, как мы можем понять, повторяя свои круги, что мы делаем это круг за кругом внимательно, искренне и правильно?

Прабхупада: Поэтому шастры говорят: Ты должен! И совершенно не важно, как вы там что-то понимаете.

Брахмананда: Он спрашивает о качестве повторения. Как мы можем повысить это качество?

Прабхупада: Что такое качество, вы сможете понять, только достигнув этого качества. Если вы не достигли качества, как вы поймете, что значит качество? Следуйте указаниям своего духовного учителя и шастр. Это ваш долг. А качественно или некачественно — не вам судить.

Когда приходит качество, то уже не приходится заставлять себя. У вас будет тяга к повторению святого имени. Вы почувствуете в этот момент: Почему 16 кругов? Почему не 16 тысяч? Вот это качество. Это качество. Но сейчас приходится заставлять себя. Вы не делаете этого, поэтому есть минимум — 16 кругов.

Но, когда вы достигнете качества, вы будете думать: Почему 16? Почему не 16 тысяч? Как, например, Харидас Тхакур. Его никто не заставлял. Сам Чайтанья Махапрабху попросил его: Ты стал стар. Можешь уменьшить. Но он отказался: Нет, я буду продолжать в том же духе до конца своей жизни. Вот что значит качество.

Можете ли вы постоянно повторять и больше ничего не делать? Вот это будет качество. А пока вам приходится заставлять себя. Так о каком качестве идет речь? У вас есть шанс, что наступит день, когда вы добьетесь качества, а пока у вас нет качества. Качество — это нечто особое. Атхасактих. Асакти, привязанность.

Как, скажем, Рупа Госвами говорит: Как мне повторять, когда у меня лишь один язык, и как слушать лишь двумя ушами? Вот если бы у меня были миллионы языков и триллионы ушей — тогда бы я мог наслаждаться этим! Вот что значит качество. Качество — не какая-нибудь дешевка. Может быть, после многих рождений. А пока следуйте правилам и предписаниям. Это значит, что надо заставлять себя. Так о каком качестве может идти речь?

Итак, вы хотели понять, что значит качество. Вот что значит качество…

Я пишу книги. Меня никто не заставляет. Все могли бы делать это. Но почему никто не делает? Почему я встаю в час ночи и занимаюсь этим? Потому что я не могу жить без этого. Можно ли это делать искусственно? Таково качество. Поэтому всем и нравятся мои комментарии.

О таком качестве говорит Чайтанья Махапрабху: шунья итам джагат сарвам говинда вирахена ме. О, Я не вижу Говинды. И весь мир пустой для Меня! Шунья итам джагат сарвам говинда вирахена ме. Вот это качество.

Практический пример: у мужчины умерла любимая женщина. И весь мир для него опустел. Опустел ли мир? Вот где качество любви. И нет такого критерия, по которому можно определить качество. Это вы сами должны почувствовать.

Поев, например, вы чувствуете прилив сил и энергии, и это качество. Вам не нужно будет требовать сертификат: Вы дадите мне сертификат, что я поел? Вы сами поймете, ели вы или нет. Вот это качество. Качество — это когда вы почувствуете сильный экстаз от повторения Харе Кришна.

Не искусственно: Повторяй. Повторяй. А иначе — пошел вон! В этом нет качества. У вас есть надежда, что в один прекрасный день вы достигнете качества. На это потребуется время. Для этого нужна будет и искренность.

Шраванади шуддха читте карайе… Оно пробудится. Но не искусственными усилиями. Как не заставишь двух людей полюбить друг друга. Ты должна любить его! Ты должен любить ее! Нет, это не любовь. Это не любовь. Когда вы по собственному желанию полюбите друг друга — это будет качество. Дора веде (?) према. Поэтому раньше (по крайней мере, в индийском обществе), пары создавались в детском возрасте. В таком качестве не может быть качества (There is no quality in that quality). Но постепенно, в ходе совместной жизни, качество любви возрастает. И тогда жена начинает испытывать чувство по отношению к мужу, а муж — к жене. Их уже связывают узы любви. Это качество. А в начале что ребенок может знать о любви? Ничего. Но им позволяется быть мужем и женой. Они думают: У меня есть муж, У меня есть жена, а взрослея, они уже чувствуют близость. И просыпается любовь. Вот что значит качество. А в начале качества нет.

Его Божественная Милость АЧ Бхактиведанта Свами Прабхупада
утренняя прогулка 2 ноября 1975, Найроби