Вкус к Кришна-бхаджане

Когда у дживы развивается вкус к кришна-бхаджане, ее привязанность к объектам чувств постепенно ослабевает. Проникнувшись духом отрешенности, такая душа принимает лишь те объекты чувств, которые необходимы ей для жизни. Она видит, что все эти объекты связаны с Кришной, и поступает с ними соответствующим образом. Это называется юкта-вайрагья. А если кто-то, стремясь освободиться от материального рабства, отвергает все объекты чувств, считая их иллюзорными, такое отречение называется пхалгу, бессмысленным.

Обусловленная джива не способна полностью избегать соприкосновения с объектами чувств, но, когда она перестает смотреть на них как на источник наслаждения и видит их в связи с Кришной, ее взаимодействие с ними уже не является чувственным удовольствием. Рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение) и шабда (звук) — таковы пять объектов чувств. Мы должны стараться видеть весь мир в связи с Кришной. Это значит, что надо на все души смотреть как на слуг и служанок Кришны, сады и реки видеть как места развлечений Кришны, всю пищу видеть как подношение Кришне, во всех ароматах чувствовать благоухание кришна-прасада и сперва давать насладиться ими Кришне, все, к чему мы прикасаемся, видеть в связи с Кришной и слушать только хари-катху, повествования о развлечениях Кришны и деяниях Его великих преданных.

Тот, кто научился смотреть на мир подобным образом, видит, как все объекты чувств непосредственно связаны с Бхагаваном. Если же преданный пытается сам наслаждаться объектами чувств, это усиливает в его сердце стремление к бхукти и в конце концов уводит его с пути преданного служения. С другой стороны, стараясь использовать все объекты этого мира для служения Кришне, преданный целиком избавляется от стремления к бхукти, и тогда в его сердце проявляется шуддха-бхакти.»

«Бхакти-расамрита-синдху»