Вайшнав – это адоша–дарши

Бхактивинода Тхакур говорит: “Вайшнав – это адоша – дарши, тот, кто не обращает внимания на недостатки других и видит качества человека, достойные похвалы”.

Недостатки есть у всех, но вайшнав понимает, какой смысл в том, чтобы обращать на них внимание. Как часто вы поступаете таким образом? Насколько вы вайшнав? Насколько мы не акцентируемся на недостатках других, ровно настолько мы вайшнавы. Вайшнав – это не кантхемалы, шикха и шнур. Вайшнав – это сознание человека, его отношение к другим преданным.

Самые большие негодяи и подонки этого мира с утра до вчера ищут недостатки в других. Самые большие демоны заняты этим. В Сознании Кришны многие из нас действуют подобным образом. Но это прерогатива демонов. Вайшнав – это не тот, кто занят поиском недостатков.

Мы живём в эпоху Кали – юга. Чем она характеризуется? – доша никхера джай, океаном недостатков. Шримад Бхагаватам говорит, что в нашу эпоху недостатки везде и во всём. И если посреди океана недостатков мы ещё один нашли, то это значит, что у нас что – то не в порядке с головой. Это не признак продвинутости, а “двинутости”, “двинулась крыша не в ту степь”. Так мы поступим не как преданные.

Шрила Прабхупада говорит: “Великий человек – это тот, кто даже посреди океана недостатков в других, найдёт крупицу хорошего, и сосредоточиться только на этом. Вот это великий человек”.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы стали великими людьми и действовали как вайшнавы. Это качество воплощает в себе Господь Шива. То исчадие ада, которое его окружает (пишачи, привидения и т.п.) полны недостатков. Но Господь Шива видит крупицу хорошего в каждом из них. И он смотрит только на это, закрывая глаза на всё остальное. И все они любят его и боготворят.

Почему шесть Госвами Вриндавана любили все? – Потому что они во всех видели что – то хорошее. В Према – виласе описывается, что когда Рупа и Санатана Госвами оставляли тела, то во Вриндаване все, до последнего негодяя, рыдали в разлуке с ними. Они каждый день приходили к самадхе Рупы и Санатаны, плакали и не могли успокоиться. Они считали, что потеряли самых близких людей. Они любили их больше, чем членов своих семей. Такими мы должны стать.

Шрила Прабхупада идёт дальше и говорит: “Видя крупицу хорошего в других, он помогает им это “раздуть”, увеличить”, – это определение ещё более великого человека. Чтобы быть идеальным представителем Шрилы Прабхупады, нам надо стать таким человеком.

Шрила Прабхупада сказал: “Чтобы распространить сознание Кришны по всему миру, человек должен быть дружески расположен ко всем живым существам”. Шрила Прабхупада действовал именно таким образом, и он распространил сознание Кришны по всему миру. Именно такими должны стать и мы.

Мы должны признать, что все недостатки в нас самих. Мукунда Махарадж, один из учеников Шрилы Прабхупады, написал письмо своим ученикам по всему миру: “Если вы не хотите уйти в майу, то вы постоянно должны думать о следующем. Когда с вами случаются какие – то трудности, то вы должны сказать себе: “Кришна – не виноват. Люди – не виноваты. Преданные – не виноваты. Виноват только я. Если вы хотите дойти до конца, то у вас должно быть постоянно такое настроение”.

Шри Джишну прабху. Семинар «Анализ вайшнава-апарадх».