Путь к духовному пробуждению
В чем заключается идеология Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гиты?
Идеология Шримад Бхагаватам, идеология Бхагаваты заключается не в том, чтобы просто отрешиться от иллюзии, а в том, чтобы обрести опыт и реализовать те вещи, к которым стремятся люди, даже обычные люди, но они не могут это сделать.
Например, все люди стремятся к счастью, но где вы найдете счастливых людей? Все люди стремятся к отношениям, но где вы найдете гармоничные отношения? Это – большая редкость. Как правило, что-то временное… Где вы найдете настоящее процветание?
Даже те люди, которые имеют деньги, имеют очень серьезные проблемы, связанные с этим обладанием. Об этих проблемах даже не подозревают те люди, у которых нет денег. Поэтому счастьем, строго говоря, обладание материальным богатством, называть это состояние с очень большой натяжкой можно. Потому что к этому прилагается огромное количество проблем, различного рода врагов, опасностей, которые приходится преодолевать, для того, чтобы сохранять свой статус богатого человека в материальном мире.
И, в этом смысле, процветание в материальном мире – это больше фантасмагория, что-то неестественное для души. Но, тем не менее, каждый хочет этого. Почему? Это память. Потому что таково наше положение в духовном мире, т.е. это наше изначальное положение дома, на Родине.
Но сейчас для нас любые претензии на счастье, на процветание, на благополучие в отношениях без Кришны – это не что иное, как продолжение иллюзии. Поэтому Бхагаватам настаивает на этом моменте. Мудрецы Наймишараньи начинают Бхагаватам с этих вопросов Суте Госвами. Они говорят именно об этом:
камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата
дживасйа таттва-джигйаса нартхо йаш чеха кармабхих
Они говорят, что человеческая жизнь не предназначена для того, чтобы пытаться достичь удовлетворения чувств, т.е. насладить свои чувства. Но человек должен стремиться к здоровой жизни. И что такое здоровая жизнь? Это та жизнь, которая благоприятна для познания истины своего существования, Абсолютной Истины, таттва-джигйаса.
В этом смысле, для нас очень важно, чтобы сознание Кришны было практичным. Потому что когда сознание Кришны становится практично, социально, и когда у нас есть община, когда у нас есть друзья, когда у нас есть совместные проекты, которые позволяют нам поддерживать свое существование и не зависеть от материалистов.
То есть, когда у нас подход очень практичный, связанный именно с опытом в сознании Кришны, а не просто с сухой теорией, которую невозможно применить в жизни, то это как раз соответствует идеологии Шримад Бхагаватам. Потому что мудрецы говорят: лабхо дживета йавата.
Слово «лобха» что означает? Жадность. То есть мы должны быть жадными до того, что благоприятно для таттва-джигйаса, для познания Истины. Дживета йавата значит нужно быть жадными до того, чтобы правильно организовать свою жизнь в сознании Кришны. Вот буквально. То есть дживета означает – практическая жизнь, которой человек живет.
Е. С. Бхактиведанта Садху Свами