Путь к духовному пробуждению
Уничтожается ли бхакти вайшнава-апарадхами
Вопрос: Кришна в Бхагавад Гите говорит, что на пути преданного служения нет потерь. Однако оскорбление вайшнава, подобно бешеному слону и разрушает как благочестие так и бхакти (т.е. не покрывает, а именно разрушает) — это я услышал из лекций Враджендра Кумара прабху. Значит, все таки на этом пути есть потери?
Ответ: Большое спасибо за вопрос. Я благодарен Вам за то, что вы своими сомнениями делитесь с преданными и мы с Вами обсуждаем этот вопрос.
Враджендра Кумар прабху — старший преданный, достойный уважения и почтения, глубоко знающий и понимающий шастры. Давайте разбираться в вопросе. В Бхагавад-Гите Кришной описаны 3 ситуации:
1. Искренний преданный который просто не дошел до конца. Тут все понятно, он ничего не теряет.
2. Искренний преданный, который случайно совершил вайшнава-апарадху. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мадхурья Кадамбини» описывает, что такому преданному становится очень трудно совершать духовную практику, но искупление возвращает такого преданного туда, где он был. Пример — Санатана Госвами, рассмеявшийся во время медитации, и тем не нарочно оскорбивший горбатого преданного, проходившего мимо. После преодоления оскорбления он снова обрел способность видеть лилы духовного мира. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что преданного, совершившего случайное оскорбление, следует считать садху. Т.е., опять-таки, потерь нет.
3. Сознательный оскорбитель. ЭТО НЕ ПРЕДАННЫЙ. К нему НЕ относится характеристика «идущий по этому пути». Просто потому, что сознательное оскорбление означает отсутствие веры в Кришну и процесс бхакти. Это человек, который НЕ ХОЧЕТ следовать наставлениям бхакти-шастр, Гуру и садху. Типичный пример — лила с Рамачандрой Пури, оскорбившего Шри Чайтанью Махапрабху. В этом, третьем случае можно сказать, что оскорбление разрушает не бхакти, а шанс на бхакти, или возможность заниматься бхакти, в крайнем случае — плоды какого-либо «мишра-бхакти». Про таких людей Кришна в Бхагавад Гите говорит, что они никогда не увидят Его.
Подводя итог: на этом пути потерь нет (т.е. в случае случайного, непреднамеренного оскорбления, которое человек хочет искупить). Но человек, сознательно совершающий оскорбления вайшнавов — не идет по этому пути, поэтому к нему упомянутый стих из Бхагавад Гиты не относится. В этом смысле, тема апарадх очень актуальна для нас, начинающих преданных, которые получили возможность начать практиковать бхакти по милости Вайшнавов, но могут её утратить из-за оскорблений.
Сурешвара дас. Харе Кришна.