Путь к духовному пробуждению
Три вида молитв
Я хотел поделиться с вами одним очень важным положением нашей философии. В «Бхакт-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывая молитву – прартхану, как один из процессов преданного служения говорит, что есть три вида молитв. Одна из причин того, что нам иногда бывает очень трудно молиться, потому что мы не знаем о чем молить, не понимаем нашей квалификации или нашего собственного уровня. И в соответствии с тремя уровнями человека: начальный уровень, середину нашего пути и совершенство нашего пути есть три вида молитв.
ПЕРВЫЙ ВИД молитв называется сампрартханатмика. Прартхана значит молитва, сам значит самьяк – совершенный, сампрартхана значит совершенная молитва. Это первый вид молитв, с которого нужно начинать и который важнее всего для нас. Это молитвы о том, чтобы мы могли, так или иначе, почувствовать привязанность к Кришне и могли отдать Ему всего себя. Эта молитва о том, чтобы мы могли посвятить Кришне свой ум, свою речь и свое тело. Отсюда эта приставка «сам» – полностью. На первом этапе своей духовной жизни человек должен, прежде всего, осознать одну очень важную вещь – свою раздвоенность или разделенность, внутреннее лицемерие, это первое с чем мы сталкиваемся, когда соприкасаемся с Богом, с попытками заниматься духовной практикой. Мы сталкиваемся с тем, что какая-то часть наша хочет к Богу, хочет стать ближе, рвется к Нему, а другая часть не хочет, другая часть тянет нас в другом направлении, поэтому на первом этапе главной молитвой будет сампрартханатмика или молитва о восстановлении цельности. Мы, в сущности, понимаем, что у нас нет привязанности к Кришне и молим о том, чтобы эта привязанность каким-то образом пришла к нам. Мы молим, чтобы эта цельность восстановилась: «Я духовен по природе, но я понимаю, что я разделился внутри на материю и дух. Какая-то часть меня хочет материальных наслаждений, другая часть рвется к Тебе». И это первый вид молитв – самый важный для нас для всех.
ВТОРОЙ ВИД молитв называется дайньябодхика. Бодхика значит то, что пробуждает. Когда человек восстанавливает свою цельность до какой-то степени, он соприкасается с другой проблемой. Бодхика значит человек прозревает к своему падшему состоянию. На самом деле, вначале мы не можем увидеть степень своего падения. И, слава Богу, потому что если бы мы увидели это, мы бы впали в жуткую депрессию. Кришна сознательно не показывает нам реальность. Когда человек достигает эту вторую ступень, ступень ништхи, когда человек достигает этой стабильности, когда внутри появляется горячее желание служить, возникает эта цельность. Ему не нужно ничего другого, одновременно с этим до него доходит – сколько времени я потратил зря, сколько глупостей я совершил даже когда начал заниматься, так сказать, преданным служением, сколько идиотских слов я сказал, сколько людей я оскорбил, даже, так сказать, идя по этому пути. Человек просыпается к понимаю того, кто он есть. Шрила Бхактивинод Тхакур в «Бхаджана-рахасье» в своих комментариях к третьему стиху «Шикшаштаки» одно за другой приводит молитвы из «Стотра Ранты», где Йамуначарья пишет: «Нет такого оскорбительного или греховного поступка, которого бы я не совершил в этом мире, причем ни один раз, и сейчас пришел этот день, когда я стою перед Тобой». Потому что молитва это всегда мое предстояние перед Богом. Йамуначарья в этой молитве говорит: «Этот судный день пришел, Ты меня судишь, и у меня нет другого прибежища кроме Тебя, о Мукунда, Господь дарующий освобождение от всего этого». И я помню, в свое время, когда я столкнулся с этой квалификацией, я не понял почему этот вид молитв не находится вначале, почему вначале находится сампрартханатмика, а не дайньябодхика. Сейчас я очень хорошо понимаю это – вначале все наше смирение это просто кокетство, это искренние попытки стать смиренным, но по сути дела это кокетство, но на каком-то этапе это становится реальностью, и это второй тип молитв.
И ТРЕТИЙ ВИД молитв называется лаласамайи. Когда человек уже достиг совершенства, его привязанность к служению Богу стала такой сильной, что он хочет, чтобы она стала еще сильней, он хочет, чтобы эта привязанность превратилась в очень конкретное служение, молитва о том, чтобы Кришна исполнил наше горячее желание служить Ему.
Но это не для нас, нет смысла пытаться прыгнуть куда-то выше головы. Сейчас наша молитва Кришне о том, чтобы он дал почувствовать нам Свою притягательность: «Ты, Кришна, всепривлекающий, единственное кого ты не привлекаешь это я». И это способ преодолеть разделенность. По милости духовного учителя, Кришны, вайшнавов, к нам пришло понимание того, что никакое количество материальных наслаждений, почестей, каких-то радостей не может по-настоящему нас удовлетворить, поэтому мы рвемся к Кришне, но как говорится: «Рад бы в рай, да грехи не пускают», – и в этом суть разделенности, и человек, заглядывая в свое сердце должен видеть эту разделенность. Сампрартханатмика – молитва на первом этапе, на самом деле, это способ вырваться из плена раздвоенности, разделенности, это моя просьба, горячая мольба Кришне, чтобы он избавил меня от этого состояния.
Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, «Молитвы царицы Кунти», 1 лекция