Путь к духовному пробуждению
Три условия мантра-медитации
Почему человеку легче привязаться к низшим гунам? Потому что вкус доступен. В саттва-гуне вкус есть, но он менее доступен, чем, допустим, в той же раджа-гуне. Везде есть вкус, но чем выше, тем вкус менее доступен. Есть вкус в киртане, есть вкус в духовной деятельности, но он менее очевиден и доступен, поэтому человеку труднее привязаться к этому, труднее этот вкус ощутить и получить.
И для того, чтобы получить вкус к медитации, нужно соблюсти три условия. Они взяты из «Йога-сутры» Патанджали.
Первое условие — это постоянство, или частые повторы. Не нужно бояться повторять один и тот же стих несколько раз, не нужно бояться постоянно повторять святое Имя, наоборот — любая медитация означает повтор, любая медитация означает, что ум всегда будет отрываться в поисках низшего вкуса, а мы при этом будем стараться его вернуть.
Второе условие — понимание смысла медитации. Когда мы медитируем на какой-то стих или образ, который мы хотим создать или увидеть внутри, на отношения с Кришной или с духовным учителем, на своё служение, — это понимание смысла или глубина медитации. В зависимости от того, насколько глубоко я понимаю, о чём я говорю, что я говорю, зачем я обращаюсь к Кришне и какой смысл моего обращения к Нему, от этого будет сильно зависеть мой успех в джапе.
Третье условие — эмоция, чувство. Понятно, что эмоции и смысл к нам придут не сразу. Начинаем мы просто с повторения, с механического повторения. Но в какой-то момент должно прийти осмысление того, что мы хотим сказать Кришне, и в какой-то момент к нам должны прийти чувства или эмоции. Это также относится к киртану и к духовному учителю. Всегда должна быть наша вовлечённость в то, чем мы занимаемся. Должно случиться чудо вовлечённости.
Сейчас, когда мы повторяем мантру и у нас рассеянное сознание, то остаётся ли там след после повторения? Очень слабый. Почему не остаётся следа? Потому что сознание холодное. Медитация подразумевает расплавление сознания. Человек достигает успеха в медитации только тогда, когда его сознание и сердце плавится, течёт. Только тогда объект нашей медитации оставляет в нашем сознании след, самскару.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами