Путь к духовному пробуждению
Свобода воли
Человек должен очень чётко понять, есть у него свобода воли или нет. И ответ на этот вопрос лежит между двумя крайностями.
Одни говорят: «Всё зависит только от меня», — значит, они говорят, что у меня есть абсолютная свобода воли.
Другие говорят: «Ничего от меня не зависит», — т. е. они отрицают полную свободу воли. Ответ лежит посередине, и ответ заключается в том, что у меня есть свобода воли, но эта свобода воли ограничена, и мне нужно чётко понять, каким образом я могу пользоваться своей свободой воли. Так?
Каким образом можно доказать, что моя свобода воли ограничена, что моя свобода воли не абсолютна?
Если мы приходим к человеку — к какому-нибудь представителю новых русских, который считает, что всё зависит только от него и от его усилий… И он начинает нам говорить, что всё это ерунда, что всё это выдумки, что всё это философия рабов, которые придумали всё это. Вот.
Как можно объяснить ему, что его воля не абсолютна?
Объяснить ему это можно очень просто. Можно спросить у него: «Ты полностью удовлетворён или нет?» И если он честный человек, он скажет: «Нет, я не удовлетворён».
И сам факт того, что ты не удовлетворён, значит, что твоя свобода воли не абсолютна. Потому что если бы твоя свобода воли была полной, если бы ты мог сделать всё то, что ты хочешь, то ты был бы удовлетворён, правильно? Так как ты не удовлетворён, так как я не удовлетворён, так как никто в этом мире не удовлетворён, это значит, что я не могу достичь всего того, что я хочу.
И это значит, что я не полностью свободен. Если бы я был полностью свободен, я был бы удовлетворён по определению, потому что я мог бы получить всё то, что мне нужно. Так?
Но как, с другой стороны, доказать, что всё-таки свобода воли есть, что свобода воли тем не менее существует у человека, что от него что-то зависит? По той же простой причине! Потому что человек не удовлетворён. Потому что если бы свободы воли целиком у человека не было, то человек тоже был бы удовлетворён, потому что ему бы не пришло в голову желать чего-то, чего у него нет.
Сам тот факт, что мы желаем чего-то, чего у нас нет, что мы не удовлетворены, что мы смотрим в зеркало и думаем: «Чё-то я не тот, хотелось бы мне быть красивее. Так? Хотелось бы мне быть другим». Сам тот факт, что мы хотим быть другими, означает, что у нас есть свобода воли, но эта свобода воли, она не абсолютна: она не является нулём и не является бесконечностью. Она находится посередине.
И вопрос заключается только в том, в каком направлении мы должны прилагать эту свободу воли, в каком направлении мы должны действовать и в каком направлении мы не должны действовать.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами