Странствия души

В Ведах говорится, что душа, атма, может обитать в материальном теле, относящемся к одному из 8400 000 видов жизни. Физические оболочки имеют самое разное строение – примитивные микробы и амёбы, более сложные по структуре рыбы и другие обитали вод, растения, насекомые, земноводные , птицы, животные и наконец, люди и полубоги. Желая наслаждаться материей, атма постоянно путешествует по различным телам, по бесконечной дороге рождений и смертей.

Деятельность ума – вот главная сила, вынуждающая живое существо переселяться из одного тела в другое. В «Гите» говорится : « О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни». Ум постоянно фиксирует все наши мысли и желания, и в последний момент жизни все эти воспоминания всплывают у нас в сознании. Именно характер мыслей в этот критический момент определяет наше следующее тело. Таким образом, то тело , которым мы обладаем в настоящий момент,- точная физическая проекция состояния нашего ума во время нашей последней смерти.

«Бхагавад-гита» объясняет: «Войдя в новое грубое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и кожу (орган осязания). Все эти чувства расположены вокруг ума , и с их помощью живое существо наслаждается доступными им объектами чувств».

Согласно Ведам, души, обитающие в телах ниже человеческого, после смерти всегда переходят на ступень выше, пока наконец не обретут тело человека. Человек же волен выбирать между духом и материей, поэтому существует опасность, что душа его вновь опустится в тело одного из низших видов. Законы кармы так устроены, что если человек умирает с умонастроением животного – к примеру , мыслит, как собака, — то в следующей жизни он получит возможность исполнить свои «собачьи» желания, получив соответствующее тело. Конечно, это неудача, но для тех, кто погружён в невежество, это наиболее вероятный исход. «Гита» предупреждает : «Умирая в невежестве, вы попадаете в царство животных».

Итак, душа, пребывающая в теле животного, может однажды стать человеком, и наоборот. Но хотя душа может с равным успехом обитать в телах растений, животных и человека, её истинная природа остаётся неизменной. Поскольку атма состоит из чистой духовной энергии, материя не может изменить её. В «Бхагавад –Гите» говорится, что душа неизменна. А телесное покрытие, представляющее собой сочетание ума и чувств, то временно ограничивает, то пропускает сквозь себя её энергию сознания.

Бхутатма дас, Курма дас, Друтакатма дас, Е.С. Мукунда Госвами «Высший вкус»