Про ведический нонсенс

Есть одно возражение на мое утверждение, что поклонение Ганешу – это ведический нонсенс: «Почему тогда Шрила Рупа Госвами упоминает поклонение Ганешу в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху»? Во многих вайшнавских храмах у входа также есть мурти Ганеша!»

Всё, кроме чистого преданного служения Кришне, чуждо истинному интересу и изначальной истинной природе дживы. Веды дают поверхностные наставления в отношении многих видов деятельности, кроме полного предания Кришне. Таким образом, Веды предлагают людям чепуху ради того, чтобы постепенно вывести их на правильный путь предания Кришне. Вот почему мы находим, что в конце «Бхагавад-гиты» Кришна говорит: сарва дхарман паритйаджйа.

В одной лекции Шрила Прабхупада перефразировал эти слова: «До сих пор я говорил о всякой чепухе, теперь забудь обо всем и просто предайся Мне!» Мы также читаем в начале «Шримад-Бхагаватам»: дхармах проджджхита-каитаво ‘тра – отсюда [выброшены] обманные дхармы. Шрила Прабхупада переводит – «устранены», или иногда он переводит – «полностью вышвырнуты». То есть многое из того, что происходит под именем дхармы, в действительности дхармой не является. Дхарма, артха, кама, мокша – это чатурварга ведической культуры. Но это для глупых людей, чтобы вывести их к истинной дхарме, которая заключается в полном предании Кришне и в принятии прибежища у Кришны.

Итак, Ганеш – это полубог, уполномоченная личность. Он знаменит своими деяниями, включая устранение препятствий с неблагоприятного пути. У людей разные представления о том, что является благоприятным, что несет им благо. Даже в Ведах приводятся различные идеи о том, что является благоприятным.

Ганешу поклоняются ради того, чтобы устранять препятствия. На самом деле нет необходимости поклоняться Ганешу и кому бы то ни было еще, кроме Кришны. Как правило, вайшнавы это делают из уважения к Ганешу. Если человек действительно предан Кришне, то любые материальные препятствия в действительности не являются препятствиями для него. Они могут казаться препятствиями, но если у человека есть искреннее желание предаться Кришне, то для него не существует препятствий.

Итак, да, Рупа Госвами упоминает поклонение Ганешу в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху». Он говорит, что это нужно делать, но это не так поощряется в вайшнавской сампрадае. Некоторые вещи, о которых Госвами пишут в своих книгах, не так уж прижились в культуре гаудиев. Шрилу Прабхупаду спросили о поклонении Ганешу и сказали: «Почему бы нам не поклоняться Ганешу, как об этом говорится в “Бхакти-расамрита-синдху”?» Шрила Прабхупада сказал: «Мы поклоняемся чистым преданным, мы молимся чистым преданным. У нас на алтаре – ачарьи, через которых мы обращаемся к Кришне. И по своей милости они устраняют препятствия с пути преданности».

Итак, эта идея о поклонении Ганешу. Я говорил о поклонении Ганешу, которое распространено сегодня в Индии, особенно в Махараштре. Там поклоняются Ганешу без какой-либо связи с Кришной. В основном это является оправданием, для того чтобы напиться и побуянить. Нужно сначала выбить из народа деньги, напиться и устроить шум. Поэтому я сомневаюсь, что Ганешу это очень нравится. Поэтому называете ли вы это ведическим нонсенсом или неведическим, это просто сплошной нонсенс.

«У входа во многие вайшнавские храмы можно встретить мурти Ганеша».

Да, вы можете выражать почтение Ганешу в его роли того, кто поддерживает порядок. Чтобы поклоняться Кришне, мы пытаемся избавиться от хаоса. Но по крайней мере в нашей сампрадае гаудия-вайшнавов – это не очень поощряется.

Один из учеников однажды спросил Шрилу Прабхупаду: может ли он поклоняться Ганешу? Этот ученик собирал деньги, много денег на здания, на строительство храмов во Вриндаване, в Майяпуре и в Бомбее. Шрила Прабхупада ответил: «Да, ты можешь поклоняться Ганешу, но при одном условии: ты должен присылать мне минимум 100 тысяч долларов ежемесячно!» Я не уверен, сколько это по нынешним меркам, но это более миллиона долларов в пересчете на сегодняшние деньги. Шрила Прабхупада не сказал «нет», но он и не поощрял этого.

Поэтому мы не должны думать: только благодаря принадлежности к ведической традиции – это всё очень возвышает. В относительном смысле – может быть. Конечно, поклоняться Господу Шиве, в той форме, в которой это делает большинство шиваитов сегодня, – это более возвышенный путь, чем, допустим, христианство. Но этот путь еще очень далек от истинной цели жизни, которая состоит в том, чтобы служить Кришне. Поэтому, когда мы говорим «ведический нонсенс», мы не хотим сказать, что сами Веды – нонсенс. Веды помогают и невежественным людям, они помогают им очиститься.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент из лекции «Ответы на вопросы, 9 мая 2013»