Путь к духовному пробуждению
Према пумартхам махан — према является высшей целью человеческой жизни
Как известно из Шастр, существуют пять рас, «вкусов» бхакти. Они представляют собой ступени развития бхакти-бхавы. Соответственно, каждая последующая раса включает в себя все предыдущие. Садхака может постепенно расти, вмещая в себя всё большую полноту Любви (Хладини-Шакти), т.е. идти путём крама. С другой стороны, по Благодати ему может быть открыта сразу высокая ступень — вопрос лишь в том, удержится ли он на ней. Для того, чтобы не утерять определённую расу, даны предписания (ниямы, видхи). Однако, для того, кто утвердился в подлинности (сатья), единственной ниямой является «следование собственной Воли» (свеччхачара).
Первая раса — шанта, нейтральная. На этой ступени человек обретает подлинную веру в Бога, т.е. становится «полноценным пашу». Это, можно сказать, предварительная раса, подготавливающая к взаимоотношениям с Божеством.
Вторая — дасья, раса служения. Садхака здесь воспринимает Бога как Господа и Владыку, Которому он преданно служит. Мифологическим примером этой расы является Хануман, бхакта Господа Рамы. Садхака вступает на этом уровне уже в некоторые взаимоотношения с Божеством, к вере добавляется покорность (ислам J ).
Третья раса — ватсалья, отношения родителя-ребёнка. Обычно Бог выступает как Отец или Мать, а садхака воспринимает себя сыном (в некоторых вайшнавских школах было наоборот: бхакта был отцом, а Кришна — как Бала-Гопала — сыном). Это уровень подлинно душевной исповеди, полностью раскрывается эмоциональный план. В отличие от первых двух рас, здесь отношения значительно ближе — это одна Семья, Кула. Но Кула во вторичном проявлении, т.к. нет реализации Единства.
Четвёртая раса — сакхья, дружеская. Примером отношений данной расы служат Кришна и Арджуна и Кришна с гопами (мальчиками-пастушками во Вриндаване), а также Деви со Своими подругами (сакхи). На этом уровне, соответствующем огненной исповеди, возникает переживание равенства (но не Единства) с Богом. Это ступень джняны. Но в этой расе нет полярности, поэтому нет возможности Слияния.
Пятая — высшая раса, раса «эротической сладости» (мадхурья или шрингара). На этом уровне садхака воспринимает Богиню как Возлюбленную (Бога — как Возлюбленного). Примером этой расы могут служить Радхика, Шри Чайтанья и Мира. Параллелью данной ступени является суфийское восприятие Аллаха как Возлюбленной, а также каббалистическое учение о Шхине. Это как раз уровень Слияния, Кулы, Самарасьи и т.п.
Мы знаем, что самой сокровенной из рас является мадхурья-раса. Мадхурья-расе присущи все добродетели, свойственные шанта-, дасья-, сакхья– и ватсалья-расам. мадхурья-раса – наичудеснейшая из всех рас. Можно ли в этом сомневаться? Следующие по пути отречения не способны постичь Божественную истину, сокрытую в мадхурья-расе. Путь, по которому следуют материалисты, ни к чему хорошему не приводит. Враджа-мадхурья-раса имеет совершенно иную природу, нежели материальные половые отношения. Но если мадхурья-раса Божественна, почему она напоминает отношения обычных мужчин и женщин в материальном мире?
Тебе следует познать расу, называемую шрингара-расой. Лишь тогда ты сможешь ощутить сладостный вкус стхайи-бхавы. Когда мадхурья-раса расцветает, как бутон розы, и предстает во всей своей красе, ее называют шрингара-расой. Эта раса делится на две разновидности: випраламбха (разлука) и самбхога (совместное наслаждение).
Джайва-дхарма