Путь к духовному пробуждению
Предаться Кришне означает шаранагати
В соответствии со значением самой фразы, бхаджана крия, деятельность в бхаджане, показывает, насколько устойчивыми мы являемся в сознании Кришны. Например, мы часто наблюдаем, как, будучи занятыми своим служением, преданные не находят времени для чтения шестнадцати кругов в день, но это плохо. Если такого преданного просто попросить присесть и вычитать невычитанные круги, то вы увидите, что он не сможет этого сделать, потому что его ум отвлечен. Поэтому, даже если кажется что преданный очень стабилен в своей деятельности, это просто говорит о том, что он обладает каким-то другим качеством: возможно, по своей природе он очень исполнителен.
Дорогой Прабху, прими пожалуйста мои смиренные поклоны, Слава Шриле Прабхупаде!
— Возник у меня вопрос: — что значит «предаться Кришне»? Понимаю глобально, но если можно, разъясните, пожалуйста (теорию и практику).
Шрила Прабхупада ответил на этот вопрос, написав около восьмидесяти томов своих книг. Все же если резюмировать все то, что написал Шрила Прабхупада и наши предыдущие Ачарйи, ответом на этот вопрос будет – шаранагати. Предаться Кришне означает принять шесть обетов, шесть принципов, вокруг которых необходимо построить всю свою садхану, севу, молитву и устремления.
Смиренно выполняя твою просьбу, поделюсь своей медитацией и пониманием предания и Шаранагати.
анукульясйа санкалпах пратикулья-виварджанам
ракшишьятити вишвасо гопритве варанам татха
атма никшепа карпанье шад видха шаранагати
«О царь брахманов, услышь о других признаках предания. Шесть видов предания заключаются в том, чтобы принимать то, что благоприятно для преданного служения, отвергать то, что неблагоприятно, убежденность в том, что Кришна всегда защитит, принятие Господа своим единственным Господином и хранителем, полное предание Ему и смирение»
Анукульясйа санкалпах — я буду делать только то, что благоприятно для поддержания в себе настроения чистого преданного служения: буду искать сангу преданных в сердцах которых со временем не произошло подмены ценностей с бхакти на карму, или на эзотерику и которые год за годом заметно или незаметно для всех продолжают жить идеалами бхаджана крии. Я буду помнить что шраванам, киртанам, смаранам, арчанам и.т.д составляют сварупа сидха бхакти – основу моей духовной практики, тогда как все остальное второстепенно:
«В соответствии со значением самой фразы, бхаджана крия, деятельность в бхаджане, показывает, насколько устойчивыми мы являемся в сознании Кришны. Например, мы часто наблюдаем, как, будучи занятыми своим служением, преданные не находят времени для чтения шестнадцати кругов в день, но это плохо. Если такого преданного просто попросить присесть и вычитать не вычитанные круги, то вы увидите, что он не сможет этого сделать, потому что его ум отвлечен. Поэтому, даже если кажется что преданный очень стабилен в своей деятельности, это просто говорит о том, что он обладает каким-то другим качеством: возможно, по своей природе он очень исполнителен.
То, что преданный исполнителен, не обязательно означает, что он стабилен в преданном служении. Тот, кто устойчив в преданном служении, будет исполнительным, обратное же не всегда верно. Как говаривал мой хороший друг: «Я сужу о человеке по его джапе!» Чтение Харе Кришна маха-мантры, слушание «Шримад-Бхагаватам», общение с Вайшнавами, поклонение божествам – это ништха бхаджана крия. А когда преданный внимательно занимается этой деятельностью, то у него появляется естественный, видимый вкус к этой деятельности. Даже если может показаться, что он не очень стабилен в выполнении своих обязанностей, он все же стоит выше того преданного, который кажется постоянным в выполнении своих обязанностей, но не постоянен в преданности. Потому что, в конечном счете, даже если преданный имитирует внешнюю деятельность или обладает определенной кармой или качеством, которыми обусловлены внешние признаки ништхи, он не сможет перейти к ручи, следующей ступени преданного служения, если это не сопровождается очищением сердца» (Цитата из лекции Е. С. Шрилы Шиварамы Свами)
Пратикулья-виварджанам – я буду отвергать то, что препятствует этому: буду избегать общения с теми, кто предпочитает считать, что внешние достижения, проекты, цифры, суета, положение важнее способности просто танцевать на киртанах, и слушать Кришна Катху. И буду отвергать все то, что мешает мне развить дживе-доя, нама-ручи и настроение Вайшнава-севы.
Ракшишьятити вишвасо – я всегда буду помнить, что Господь защитит меня во всех обстоятельствах. Божества, которым я поклоняюсь каждый день, мои единственные защитники, и мне нет нужды прибегать к защите кармы, гйаны, кавач, аюрвед, камушек, и важных административных положений в рамках нашей институции. И даже если по милости Господа в рамках очередного «испытания на прочность», с моим телом или положением все же что-то произойдет, я уверен, что Господь всегда защитит мое сознание.
Ракшишьятити вишвасо гопритве варанам татха – я всегда буду верить в то, что Господь обеспечит меня всем необходимым; я не смогу обрести ничего ни с помощью своих собственных усилий, страховок, депозитов в хорошем банке, пенсии, спонсоров или клянущихся в верности попечителей и последователей… Все что в моей жизни есть – это ровно столько, сколько Господь дает мне по своей милости, как моя квота. Он дает мне то, что Он считает нужным мне для духовного продвижения, а не то, что я считаю нужным для своих потребностей. И я буду служить Господу настолько, насколько это в моих силах, и Он, несомненно позаботится обо мне так, как Он заботился обо мне всегда, даже тогда когда институция поворачивалась ко мне спиной, ревнивые последователи оборачивались жесткими критиками, а родственники и друзья проявляли алчность и желание выгоды.
Карпанье – несмотря на свои поражения, виною которых являюсь я сам, или на мои успехи, приходящие по милости Гуру и Кришны, я буду скромным и буду развивать смирение и терпение, всегда помня о свей ничтожности и падкости на соблазны материальной энергии и не буду ожидать справедливого отношения к себе:
Бхактивинода Тхакур определяет подлинное смирение, как “способность ничего ни от кого не ждать”. Представьте себе на мгновение, что у вас есть это качество: вы ничего ни от кого не ждете, ни благодарности, ни ответа, ничего. Будете ли вы счастливы в таком состоянии? Вы будете самыми счастливыми людьми! Потому что у вас не будет никаких разочарований. Потому что есть Кришна и мы, и есть святое Имя Кришны. Все остальное приходит само» (БВГ 2 февраля 2003 г., Сухарево).
Атма никшепа – я принадлежу Кришне, мой долг – исполнять Его желания. Как Шрила Радханатха Махараджа сказал в одной лекции: Бхакти означает находить удовлетворение в том, что мы делаем для Кришны, а не в том, что происходит со мной.
Итогом этих обетов и намерения предаться Кришне являются ежедневные молитвы. Вот одна из них:
«Из-за моей прошлой греховной, постыдной жизни мое сердце осквернено множеством иллюзорных желаний и привязанностей. У меня самого нет сил избавиться от них. Только Господь Кришна в моем сердце, может устранить это неблагоприятное осквернение. Но устранит ли Господь эту скверну немедленно, или оставит меня жить будучи еще подверженным ее влиянию, я никогда не оставлю своего преданного служения Ему. Даже если Господь поместит миллионы препятствий на пути выбранном моим сердцем, и даже если за свои оскорбления мне придется отправится в ад, я никогда, даже на мгновение не прекращу служить Господу Кришне. Меня не интересуют умственные измышления и деятельность ради плодов; даже если сам Господь Брахма лично предложит их мне, я не соблазнюсь ими. Несмотря на свою привязанность к материальным вещам, я вижу очень ясно, что они не приносят мне никакого блага, потому что они только беспокоят и мешают моему служению Господу. Поэтому я искренне раскаиваюсь в своих глупых привязанностях и смиренно жду милости Господа». (Молитва Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура из его комментария к Шримад Бхагаватам 11.20.27-28).
Большое спасибо за вопрос и за свои искренние впечатления о форуме. Как воспроизвести это в других местах?- Сделай то что я сделал в свое время когда понял что иначе не выживу духовно – найди свою сваджатия-сангу, духовных друзей единомышленников и пойте, говорите о Кришне и общайтесь на уровне своих внутренних идеалов а не на уровне институциональных формальностей. Думаю, мы еще поговорим об этом.
Твой слуга, Радха Говинда даса