Путь к духовному пробуждению
Прав он или нет, очень опасно, когда вайшнавы чувствуют себя оскорблёнными
19 февраля 1999. Мне очень жаль слышать о твоём недавнем падении. Но я не слишком удивлён, так как знаю, что у тебя много борьбы в духовной жизни, и это не первый раз, когда ты запутываешься в таких неприятностях. Но я рад, что ты достаточно честна, чтобы признать свои трудности и искать помощи, что ты планируешь пытаться утвердиться в сознании Кришны.
Теперь, когда у тебя есть виза в И и ты чувствуешь вдохновение в С, я предлагаю тебе оставаться там по крайней мере на тот срок, на который тебе выдана виза. После ты могла бы, наверное, присоединиться к *** Прабху во Вриндаване. Пожалуйста, напиши ему на СОМ и попроси об этом. Если сможешь, прими прибежище дхамы и решительно оставь эти глупости навсегда, это будет самым лучшим для тебя.
Не могу сказать много о твоём друге, поскольку не встречался с ним. Так или иначе, если он придёт к Кришне, это будет очень хорошо. Но ты должна посмотреть, насколько он серьёзен в отношении Кришны. Не позволяй эксплуатировать себя в обмен на удовлетворение чувств и не сбивайся с пути из-за мирской «любви».
14 марта 1999. Когда я был в В, я говорил с *** о его помолвке. Он сказал мне, что теперь отлично ладит с +++ и что, как помощник главного пуджари, он старается подтянуть департамент Божеств. Аплодирую его попыткам систематизировать и стандартизировать департамент, который был в расслабленном состоянии так долго, что это уже стало нормой для всех. Поступая так, он неизбежно наступит на больные мозоли нескольким людям. Хорошо, если он сможет сделать это мягко, но эти несколько людей — управленцы, которые стали экспертами одновременно и в эффективности, и в том, чтобы всем нравиться.
*** сказал мне, как много преданных забирают бхогу, предназначенную для поклонения храмовым Божествам, и что он, желая прекратить это, начал с М. Даже если преданные платят за бхогу, которую берут, это значит, что храмовым Божествам будет предложено меньше. Не будет ли лучше, если преданные, проводя поклонение личным Божествам, будут использовать собственную бхогу?
Как я понял со слов ***, А пригласили облачать Божеств, но с условием, что по крайней мере на алтаре он должен следовать стандартному дресс-коду. Я не считаю это неприемлемым.
Правда, что *** решителен, независим и с трудом доверяет другим. Эти качества иногда становятся причиной его бестактного поведения, и порой до него трудно донести мысль. Иными словами, его нелегко обучить. С другой стороны, эти качества помогают ему выжить во вриндаванской сборной солянке странных отношений и идей, с которыми до сих пор он отлично справляется без какой-либо сахаджии или иных отклонений, столь распространённых, к несчастью, во Вриндаване. По крайней мере, он вовлечён в служение полностью и целенаправленно, чего нельзя сказать о многих старших преданных, которые живут в дхаме, имея больше свободного времени, чем это им полезно.
Правда, что *** едва ли читает, и я всегда говорю ему об этом. Он сказал мне, что слушает лекции и кассеты. Когда я попросил его в этот раз во Вриндаване вспомнить моменты утренней лекции, он справился на удивление хорошо.
Я не нахожу Вриндаван подходящим местом для написания книг, поскольку там со мной общается так много людей, что я не могу достичь необходимой концентрации. Не в моих правилах не ходить в храм там, где я остановился, как делают многие санньяси.
Нет сомнений в том, что я выполняю обязанности гуру недостаточно хорошо, но у меня также есть приоритеты и ограничения. Может быть, ты лучше это поймёшь, если возьмёшь на себя такое служение, к чему я очень сильно тебя призываю, так как Шрила Прабхупада хотел, чтобы все его ученики стали инициирующими гуру.
Как ты заметил, будет лучше, если *** будет обращаться к +++ в общении со старшими мужчинами. Подобным образом тебе будет лучше привлечь +++ к проблеме между *** и тобой. Сообщи о ней +++ и позволь ему предпринять действия при необходимости. Если это будет сделано, я с радостью внесу свой вклад в решение этого вопроса, если это потребуется или меня об этом попросят. Но идти напрямую к гуру каждый раз, когда возникает проблема с преданным, — это пренебрежение установленными управленческими процедурами и закрепление синдрома «дикша гуру — один за всех». Если бы каждый раз, когда духовный племянник относился ко мне пренебрежительно, я писал его гуру, я бы погряз в электронных письмах ещё больше, чем в настоящее время.
Я напишу *** об этом и предупрежу его, чтобы он был внимательнее в выполнении своего служения. Прав он или нет, очень опасно, когда вайшнавы чувствуют себя оскорблёнными, особенно в дхаме.
Письма из книги Е.С. Бхакти Викаши Свами «Патропадеша» (том 1)