Путь к духовному пробуждению
Людям хочется поместить нас в коробку под названием «индуисты». Тогда они чувствуют себя комфортно
Несколько лет назад я участвовал в сессии вопросов и ответов после Ратха-ятры в Лондоне, и люди просто засыпали меня вопросами, им не нравился этот абсолютный подход, они хотели показать, что они более образованны, что они знают лучше, чем мы. И через какое-то время я составил целый список глупых вопросов, которые эти люди считали в высшей степени интеллектуальными. Они замучили меня своими вопросами, и я сказал: «Хотя вы считаете себя знающими так много, в действительности вы глупцы. Вы считаете, что много знаете, но на самом деле не обладаете знанием. С самого начала вашей жизни вас просто обманывали, вас обманывала система образования, обманывали родители, телевидение, потому у вас нет никакого истинного духовного знания». Я говорил так три минуты, затем прекратил говорить, и воцарилась полная тишина. И кто-то сказал: «Он прав».
Прабхупада говорил очень ясно и понятно, не пытаясь угодить чьим-то мнениям, не пытаясь втиснуться в чью-то коробку, он принадлежал Кришне, он не принадлежал кому-то. Людям хочется поместить нас в коробку под названием «индуисты», и тогда они чувствуют себя комфортно: «Да, понятно, это индуизм. Всё понятно, почему они так одеваются, почему танцуют, да, это хинду, индуизм». Мы тоже чувствуем себя при этом комфортно, потому что нам не надо объяснять: «Это абсолютная истина, а то, что вы делаете — это абсолютный бред». Легче ничего не объяснять: «Да-да, это индуизм, просто дайте какое-нибудь пожертвование, и всё будет нормально».
Когда Движение сознания Кришны начинало распространяться во многих странах мира, например, в России, то многие люди обеспокоились, они не могли понять, что это такое: может, это какое-то вторжение из космоса? Они сильно боялись и ненавидели, а затем они нашли, в какую коробку нас поместить: «Да, это индуизм, теперь всё нормально, мы понимаем». Но на самом деле мы не из космоса, мы за пределами космоса, Кришна находится за пределами космоса, Он находится в самом сердце духовного мира. Но они говорят: «Это просто вера», угощают собачку печеньем, гладят её и успокаиваются.
Однажды Шрила Прабхупада проводил пресс-конференцию в аэропорту, и вдруг два телевизионных репортера вбежали в зал, подбежали к нему с камерой и, запыхавшись, стали говорить, записывая в блокноте: «Чем отличается ваше Движение от других сект индуизма и буддизма?» Прабхупада посмотрел прямо в глаза одному репортёру и сказал: «У нас нет ничего общего ни с индуизмом, ни с буддизмом, мы проповедуем истину, и вы также можете принять её и получить благо».
«Ужасно, опасно, фанатики!» И каждый, кто не соглашается играть свою обусловленную роль, — фанатик. И, возможно, это действительно так в отношении людей, которые не имеют духовного знания, но Прабхупада совсем не был догматичным. Он говорил: «Да, это истина, и поэтому…» Вот почему он всегда представлял сознание Кришны на уровне буддхи-йоги, интеллектуальной философии. И если мы действительно разумны и склонны к философии, то мы примем, что всё, что говорит Шрила Прабхупада, — верно. И опять же, в первом тексте «Шримад-Бхагаватам» дано полное представление высшей духовной реальности, Абсолютной Истины, Шри Кришны.
Попытайтесь понять эти темы, мы должны обсуждать снова и снова, что Кришна не принадлежит этому миру, что Он за его пределами, что Кришна проявляет этот мир, но остаётся в стороне от него, что Кришна относится к совершенно иной, более высокой, категории, нежели все живые существа, и имеет близкие отношения со всеми. Поэтому нам нужно изучать науку о Боге, бхагавад-таттва-вигьяну. Нам нужно понять её, используя разум, данный нам Бхагаваном. Нам следует распространять эти книги, чтобы другие люди получили благо.
Один преданный выразил сомнение, что мы распространяем книги, но люди не читают их. Но на самом деле люди читают их. Кто из присутствующих здесь пришёл в сознание Кришны, прочитав одну из книг Прабхупады? И кто теперь скажет, что книги Прабхупады не влияют на людей? Я не покупал книг Шрилы Прабхупады, я прочитал книгу Прабхупады, которая принадлежала другому человеку. Книга может стоять в доме у человека 25 или 30 лет, прежде чем он прочитает её и станет преданным. А если он не станет преданным в этой жизни, то станет преданным в следующей жизни, поскольку семя уже посажено.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции (Казань, 27 июля 2008 г.)