Путь к духовному пробуждению
Пока в сердце человека остаются материальные желания…
Пока в сердце человека остаются материальные желания, он будет обманывать других, чтобы обзавестись жильем, едой, друзьями, богатством и т. д.
Для того, чтобы получить все это, ему приходится обманывать других, что порождает враждебность и среди самых близких друзей. Иногда эту враждебность обусловленная душа может проявить даже по отношению к своему духовному учителю. Пока человек не обретет стойкость в следовании регулирующим принципам, он может совершать дурные поступки, даже являясь членом движения сознания Кришны. Шримад-Бхагаватам 5.14.35, комментарий.
Искренние члены движения сознания Кришны никогда не станут смотреть на обман сквозь пальцы. Но серьезные промахи в следовании морали могут случаться также и в жизни тех, кто борется за то, чтобы идти к трансцендентной цели. Однако между преданными и непреданными-моралистами всегда существует различие. Непреданный-моралист может обладать всеми хорошими качествами, предписанными этикетом, но у него нет самого главного — склонности совершать жертвоприношения Верховному Господу. Например, Господь Кришна говорит:
Бхакты Господа, вкушающие пищу, предложенную вначале Господу, очищаются от всех видов грехов. Те же, кто готовят пищу ради собственного чувственного удовольствия, воистину вкушают один лишь грех. Бхагавад-гита 3.13.
Поэтому даже добродетельный вегетарианец все равно будет «вкушать грех», пока не начнет предлагать пищу Верховному Господу и питаться прасадом. Как сказал Шрила Прабхупада: «Невозможно быть нравственным без сознания Бога».
Все полубоги и их возвышенные качества, такие, как религиозность, знание и отречение, проявляются в теле того, кто развил в себе беспримесную преданность Верховной Личности Бога, Васудеве. С другой стороны, человек, лишенный преданного служения и занимающийся материальной деятельностью, не имеет никаких хороших качеств. Даже если он следует практике мистической йоги или пытается честным трудом содержать свою семью, он движим всего лишь измышлениями своего ума и служит внешней энергии Господа. Какими хорошими качествами может обладать такой человек? Шримад-Бхагаватам 5.18.12.
Кроме чистых преданных, есть также смешанные преданные и псевдопреданные. Господь Капила говорит (в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам»), что преданные могут находиться в страсти и невежестве. Он советует нам избегать близкого общения с такими личностями. По подсчетам Бхактивиноды Тхакура, после ухода Господа Чайтаньи существовало, как минимум, двенадцать сект псевдопоследователей Господа Чайтаньи, и Бхактивинода Тхакур конкретно указывал на то, в чем заключалась их непоследовательность. Поэтому, когда преданные указывают на нечестность, что встречается даже среди членов движения сознания Кришны, это не будет вероломным или неверным поступком. Те, кто действительно являются чистыми преданными, непорочны, а те, кто желают стать преданными, со временем достигнут этого уровня. Однако, когда мы видим лицемерие, мы должны говорить о нем вслух для того, чтобы можно было исправиться.
Сатсварупа дас Госвами,
«Правдивость — последняя нога религии»