Путь к духовному пробуждению
Погрузить ум вовнутрь
В „Хари-бхакти-виласе” есть стих, который объясняет правила повторения джапы:
манах саухаранам шаучам
маунам мантрартха-чинтанам
авййагратвам анивидо
джапа сампати хетавах
Там говорится, что первое, что человек должен сделать, когда он садится с четками, начиная повторять святое имя – манах самхаранам – он должен погрузить ум вовнутрь. Он должен сделать свой ум чистым, благодаря внутренней сосредоточенности. Ум грязный, загрязненный материальными желаниями, который исходит в конце концов от ложного эго, от желания наслаждаться. Ложное эго – это мое желание наслаждаться здесь, вырабатывает привязанность ко множеству материальных вещей. Это делает мой ум невнимательным. Когда я поощряю эту невнимательность, когда я не сосредоточиваюсь на святом имени в своем уме, я начинаю думать обо всем остальном, моя привязанность к внешнем вещам становится все сильнее и сильнее.
Самым парадоксальным образом повторение джапы может сделать меня гораздо более привязанным к материальным вещам, чем я был даже до этого, потому что если я потворствую этой невнимательности, то как объясняет Бхактивинода Тхакур, она создает в моем уме иллюзии важности всего остального. Эта иллюзия важности, того, что у меня очень много важных дел и много всего другого, что я должен сделать, уводит нас еще дальше от Кришны. На самом деле часто мы бываем дальше всего от Кришны, когда мы повторяет Его святое имя. Потому что мы начинаем сразу думать о чем-то другом, заметили, да? Сразу же ум устремляется куда-то, непонятно куда. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Поэтому в этом стихе „Хари-бхакти-виласы” говорится, что первое что я должен сделать – манах самхаранам. Это то же самое, что делает черепаха. Знаете что делает черепаха, когда есть какая-то опасность? Тут, в пустыне казахской много черепах ходит, особенно весной. Как только есть какая-то опасность, она сразу же втягивает в себя все свои члены. Точно также ум, у него множество щупалец. Они распространяются повсюду – первое, я должен сделать – втянуть их. Манах-самхаранам шаучам. Тогда ум будет чистым. Маунам – я не должен говорить ни с кем другим – ни внутри, ни снаружи. Я не должен разговаривать с кем-то.
Мантрартха-чинтанам – я должен сосредоточить все свое внимание на смысле джапы. Смысл джапы простой. Как объяснил нам Шрила Прабхупада: я слуга. Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Когда человек делает это, сразу же Кришна приходит, сразу же на сердце его становится чисто и спокойно. Все остальные вещи приходят сами. Шрила Прабхупада говорит, когда человек становится преданным внутри, то есть становится слугой, когда мое эго – эго слуги, когда я хочу служить и я понимаю, что смысл моей жизни в том, чтобы служить, что нет ничего другого более ценного, чем служить, тогда все становится очень легко, все остальные качества приходят сами собой, нам не нужно пытаться искусственным образом их в себе пробудить.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами,