Путь к духовному пробуждению
Когда плохое воспевание становится нормой — у нас неприятности!
Есть кое-что, что я заметил с годами в связи с моей джапой: плохие привычки не исчезают легко. Прабхупада сказал, что повторение увеличивает повторение. Вопрос лишь в том, какого рода это повторение? Мой опыт заключается в том, что невнимательное повторение становится причиной большего количества невнимательного повторения. И если невнимательное повторение длится достаточно долго, то, скорее всего оно войдёт в привычку. И тогда невнимательность становится нормой.
И поскольку невнимательное повторение невкусное, джапа начинает занимать менее важное место в жизни. Становится труднее закончить круги и они откладываются на потом. Иногда «потом» так и не наступает. Продолжая повторять невнимательно, преданный слабеет. А ослабев, ему становится ещё тяжелее повторять внимательно.
Конечно, внимательное повторение порождает ещё больше внимательного повторения. Так что, если мы сможем повернуть всё в обратную сторону и начнём повторять внимательно, мы можем ожидать, что множество прекрасных событий произойдёт в нашей жизни. Один из величайших подарков, который человек может подарить самому себе – это ежедневное повторение шестнадцати хороших кругов. Под хорошими кругами я подразумеваю самые лучшие из возможных. Но поскольку старые плохие привычки не умирают так уж легко, как возможно изменить всё это? Здесь описывается, как это делаю я.
В марте, Е. С. Шачинандана Свами должен был провести джапа-ретрит в Нью-Йорке – пять дней джапы за городом в прекрасном ретрит-центре, окружённом горами и реками в Катскиллсе. К несчастью, здоровье Махараджа не позволило ему отправиться в Америку и меня попросили быть одним из тех, кто будет давать настройки на ретрите. Проблема заключалась в том, что меня попросили об этом всего за несколько недель до начала, а я был очень занят и не хотел участвовать в этом. Всеми возможными способами я пытался увильнуть: у меня нет времени, я не могу бросить работу, я провёл уже очень много времени вдали от дома и на этом список не заканчивался. Но у организаторов были сложности в поиске того, кто будет давать настройку, и, я неохотно согласился – хотя всё ещё пытаясь выдумать каким бы образом не поехать.
После ретрита меня попросили поделиться впечатлениями и вот, что я написал: «Каждый преданный в ИСККОН, от гуру до мойщика котлов, может получить огромное благо от посещения джапа-ретритов. Это было самое лучшее, из того, что я когда-либо делал для моего сознания Кришны и эти пять дней были одними из самых лучших и приносящих чувство удовлетворения среди тех, которые я когда либо проводил. Святое Имя зазвучало для меня более сильно и как-то по-новому».
Как вы можете видеть, это был удивительный опыт для меня и я чувствовал полнейшее блаженство от того, что мне выпала великая удача посетить этот ретрит. Кришна был так добр, что дал мне хороший подзатыльник и заставил меня приехать. Каждый момент этих пяти дней был нектаром.
Ко мне пришло глубокое понимание, что если я не прилагаю максимум усилий, чтобы повторять внимательно на регулярной основе, то я лишаю себя глубоких реализаций, углубления веры, духовной силы и пурнамритасваданам — чистого нектара, которого мне всегда так не хватает. Иными словами, я по-крупному обманываю себя.
Чем глубже мы погружаемся в Святое Имя, тем больше мы осознаём Его. Такая реализация не приходит, когда мы просто повторяем плохие круги. Единственная реализация, которую я получил, повторяя плохие круги, состояла в том, что я устал и хочу заняться чем-нибудь другим. В то время, как внимательное повторение выводит всю грязь наружу, грязь, которая должна выйти. Мы сталкиваемся с нашими страхами, нашими мотивами, нашими претензиями, недостатками – мы сталкиваемся с этим лицом к лицу. Повторение хороших кругов даёт нам силу разобраться со всем этим.
Мои дурные привычки к плохому воспеванию на ретрите начали вылетать вон. Я понимаю теперь, что нуждался в этой фокусировке внимания на повторении вдали от моей обычной жизни, чтобы преодолеть эти плохие привычки. Я не могу больше вернуться к своим старым привычкам, во всяком случае надолго. Когда я так делаю, сигналы об опасности проносятся в моём уме и я немедленно понимаю, как много я теряю, повторяя некачественно.
Стал ли мой опыт уникальным? Вовсе нет. Это было нормой. Позвольте мне поделиться с вами цитатой Его Святейшества Гирираджа Махараджа: «Я могу честно признаться, что джапа-ретрит в Огае был одним из самых значительных опытов в моей жизни. Он поднял меня до существенно более глубоких уровней в сознании Кришны – понимания Святых Имён и преданных, а также понимания нашей философии. Блага от получения того опыта я ощущаю до сих пор, и ожидаю, что они останутся навсегда. Я рекомендую подобные ретриты всем преданным.»
Для меня эта цитата удивительна. Каждый из вас, кто знает Махараджа, знает какой он глубокий человек. Я провел с ним вместе много времени и всякий раз, когда я думал, что понял что-либо глубоко, он всегда понимал этот вопрос немного глубже. Так, его слова: «…он поднял меня до существенно более глубоких уровней в сознании Кришны», также являются очень существенными. Есть что-то особенное могущественное в том, чтобы просто общаться с преданными, повторять Святые Имена и слушать от старших преданных о славе Святого Имени и о том, как улучшить повторение. Что же в этом такого особенного? Сама обстановка на ретрите благоприятствует сконцентрированному повторению, так, что святое имя берёт верх и само делает всю работу. Я с благоговением наблюдал, как преданные были трансформированы Именем и были сильно привлечены Именем. У них оставалось чувство, что они не могут насытиться святым именем; они также испытывали чувство глубокого оптимизма перед своей дальнейшей жизнью в качестве преданных.
Я хотел бы поделиться с вами удивительным опытом Хари Киртана прабху: «Джапа-ретрит стал самым сильным и важным событием в моей духовной жизни со времён моей инициации 30 лет тому назад. Моя вера и решимость были перезагружены. Знания и реализации, которые я получил из семинаров, интерактивов и общения с преданными, которые серьёзно погрузились в улучшение качества своей джапы, произвели на меня сильное впечатление. А приёмы, которым я научился, уже начали помогать мне продвигаться глубже в трансцендентный опыт внимательного, сердечного воспевания. Джапа-ретрит является отличным примером того лучшего, что есть в ИСККОН. Спасибо». Я хотел бы лично пригласить вас посетить наш следующий ретрит 12-16 сентября в северной Джорджии. Я был бы счастлив увидеть вас там и поделиться с вами нектаром и вдохновением, которые преданные получают от таких ретритов. Я считаю это жизненно важным в нашем движении. Хотя преданные отмечают разные проблемы, которые есть в ИСККОН, настоящая проблема это – оскорбительное воспевание. Я бы хотел закончить эту статью ещё одной цитатой Ядунатхи прабху, который делится своим личным опытом и пониманием того, как, такие ретриты могли бы повлиять на ИСККОН.
«Джапа-ретриты уникальны и обязательно должны проводиться в ИСККОН. Многие фестивали из тех, что мы посещаем, прекрасны – однако всегда чересчур оживлены и действуют подавляюще. Для некоторых преданных, они могут отвлекать от встречи с самим собой и своей внутренней жизни. Тогда как джапа-ретрит это время осознанного самоосознания. Этот процесс внутренней рефлексии очень могущественен, а ретриты, которые я посетил, дали мне сильнейший опыт в жизни. Они очень важны с точки зрения создания устойчивой связи с Господом.
Я никогда не чувствовал такой наполненности жизнью и близости с преданными. Побочный продукт этой совместной работы в том, что развиваются отношения между преданными, они растут и углубляются разными удивительными и прекрасным способами. Всем, от начинающих бхакт до старших лидеров, я рекомендую джапа-ретриты.
Ретриты могут коренным образом изменить наше общество, поскольку они заставляют нас обратиться к себе и проделать внутреннюю работу; а когда мы развиваем нашу чистоту и преданность изнутри, мы можем легко воздействовать на мир снаружи. Это будет происходить естественным образом.
Я искренне верю, что подобная работа может коренным образом изменить и оздоровить наше движение».
Махатма дас