Плакать по Кришне

Шрила Прабхупада написал: «…совершенство в сознании Кришны достигает кульминации в способности плакать по Кришне». Вайшнавы обязаны хорошо знать, что слезы, которые имеет в виду Его Божественная Милость, это не просто влага. Хотя льющиеся потоками слезы являются одним из признаков экстатической любви, совсем не обязательно, что все, кто проливают слезы, переживают экстаз.

В завершение этой главы следует сказать несколько слов на данную тему. Иногда можно видеть, что, занимаясь какой-либо деятельностью в преданном служении, плачут и обусловленные души, и садхаки. Этот благоприятный признак может указывать на размягчение сердца, но не является показателем высшего уровня совершенства. Интересно, что экстатические признаки часто очень похожи на признаки эмоций в обусловленном состоянии. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 7.89-90) утверждается:

сведа кампа романчашру гадгада виварнйа
унмада вишада дхаирйа гарва харша даинйа
эта бхаве према бхактаганере начайа
кришнера анандамрита-сагаре бхасайа

«Испарина, дрожь, вставшие дыбом волосы, слезы, дрожащий голос, бледность, безумие, печаль, терпение, гордость, радость и смирение — таковы разнообразные естественные признаки экстатической любви к Богу, которые заставляют преданного танцевать и плавать в океане трансцендентного блаженства во время повторения мантры Харе Кришна».

Например, естественно, что во время киртана преданный потеет. Однако не следует преждевременно заключать, что это признак экстаза, ибо испарина появляется у любого, кто занят физическими упражнениями или работает. Потоки слез также могут быть эмоциональной разрядкой, не иметь ничего общего с духовным опытом и не указывать на духовную зрелость.

Кто-то может спросить, как различить истинные духовные признаки, означающие «совершенство в сознании Кришны». Шрила Прабхупада цитирует Дживу Госвами из «Прити-сандарбхи» и объясняет это так: «Поэтому, иногда человек «тает» и проявляет эти трансцендентные признаки, но в то же время еще не очень хорошо ведет себя в своих личных поступках и отношениях. Это указывает на то, что он еще не достиг полного совершенства в преданности. Другими словами, преданный, который в экстазе танцует, но после танца и слез привлекается материальными отношениями и делами, еще не достиг совершенства в преданном служении, которое называется ашайа-шуддхи, или совершенство жизни. Тот, кто достиг совершенства жизни, полностью отстранен от материального наслаждения и погружен в экстатическую любовь к Господу. Поэтому можно заключить, что экстатические признаки ашайа-шуддхи видны тогда, когда служение преданного не имеет материальной причины и полностью духовно по природе».

Другими словами, хотя слезы характерны и для карми, и для садхак, и для сиддх, в состоянии совершенства плач по Кришне сопровождается полной отрешенностью от материального существования. Таков стандарт сознания Кришны. Такие слезы чистой любви, сопровождаемые полной непривязанностью к материи, проявляются телятами и коровами Враджи. Все они находятся за пределами покрова майи, однако их преданность различается по уровням, и под управлением йогамайи она переходит от стадии совершенства к еще большему совершенству, а затем к самому совершенному выражению любви.

Благодаря слушанию о любви коров, гопи и мамы Яшоды, у человека может возникнуть желание достичь такого же успеха в духовной жизни. На начальной стадии это вдохновение называется аша-бандха, надежда когда-нибудь развить похожее настроение преданности. Постоянное преданное служение, характеризующееся регулярным повторением и слушанием в обществе продвинутых преданных, усиливает эту надежду до лаулйам, или жадности. Шрила Прабхупада говорит: «Если человек очень жаждет увеличить свое сознание Кришны, это великое благо. Татра лаулйам экалам мулам. Это самый лучший из возможных путей». После интенсивного очищения зрелое стремление человека направляется на особое служение в одной из пяти главных рас, и это называется лаласамайи, или сильное желание на стадии освобождения.

В служении Шри Кришне нет никаких ограничений. Глазами гопи преданный слышит о положении оленей, коров, птиц и гопов Вриндавана и приходит к пониманию, что бхакти — это просто состояние любви. Слыша звучание флейты, гопи учат нас, как ценить любовь враджа-васи, и дают нам надежду, что когда-нибудь мы тоже обретем такую удачу.

Так заканчивается восьмая глава Песни флейты, написанная очень незначительным учеником Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, который желает совершенства в сознании Кришны, достигающего вершин в слезах, потоками льющихся из глаз, как это явили в присутствии гопи прекрасные коровы и телята Враджи, которые, находясь дальше, чем павлины, олени или деви, были способны слышать чарующий звук флейты, но не могли видеть парама-мохана-рупу Кришны, и поэтому принадлежали к той же категории, что и птицы, реки и облака, но, внимательно выпивая эту сладкую песню чашами своих ушей, были совершенно сбиты с толку ее божественным влиянием и позабыли друг о друге, проявляя саттвика-вичару оцепенения, что побудило коров дать молоко своим телятам из любви к Кришне, а телят — держать это молоко в своих ртах, полностью отрекшись подобно великим йогам, в то же время и те и другие были поглощены тем, что обнимали Кришну в глубине своих лотосоподобных сердец, и поэтому чувствовали огромное трансцендентное блаженство, заставившее гопи завидовать их слезам преданности, которые являются учителями премы для всех преданных, идущих по пути во Вриндаван.

Е. С. Шиварама Свами