Путь к духовному пробуждению
Перед тем, как следовать по стопам обитателей Враджа
Мы прочитаем сегодня две главы из 9 песни «Шримад-Бхагаватам» (10-11 главу) «Деяния Верховного Господа Рамы». Если в некоторых местах будет вдохновение что-то сказать, я буду говорить. А так я буду стараться прочесть как можно больше из этого сюжета рама-лилы, как она описывается в девятой песне «Бхагаватам».
Можно задать вопрос: «Зачем Шукадева Госвами рассказывает также рама-лилу в «Бхагаватам»? Если существует отдельная книга – «Рамаяна»». Но суть заключается в том, что Шукадева Госвами подготавливает сознание царя Парикшита к тому, чтобы слушать о нелегко понятных играх Господа Кришны, которые будут описываться в 10 песне «Бхагаватам».
И методом контраста Шукадева Госвами вначале описывает насколько Господь в принципе строг в своем характере, в своем следовании дхармы. А затем он уже описывает в 10 песне, что даже дхарма сама по себе не является венцом, потолком духовной осознанности. Потому над дхармой в конечном счете стоит раса, стоят личностные взаимоотношения с Господом, спонтанные взаимоотношения. Такие, какие Господь проявил во Врадже, проявил частично в Матхуре и в Двараке.
Для нашей духовной жизни это описание имеет очень важное значение, потому что прежде чем человек научиться следовать по стопам обитателей Враджа, которые показывают эталон высочайшей жертвенности, человек должен научиться идти путем ваидхи-бхакти, что значит путем регулируемого преданного служения или регулируемой духовной практики. И это одно из символических значений того, почему рама-лила описывается как раз перед десятой песней Шримад-Бхагаватам.
Давайте будем читать, и старайтесь слушать. Сегодня тот самый день, когда нужно больше слушать, и стараться вникать в настроение, которое описывает Шукадева Госвами здесь…
Радха Говинда прабху