Отличие материи от духа

Луна, отражаясь в воде, приобретает качество воды. Отражаясь в топленом масле, приобретает качество масла, похожее на золотой туман. А отражаясь в мраморе, приобретает рисунок мраморного узора. Так же и душа, входя в органы чувств, оказывается окутанной этими чувствами. Войдя в атмосферу ума, она чувствует на себе его мысли и настроения. А войдя в разум, душа, наконец, может увидеть разницу между собой и своим отражением и познать себя.

Отличие материи от духа

Сейчас перед нами открывается дверь, за порогом которой простирается вечность. Если мы готовы отвлечься от всех временных вещей хотя бы на не­значительное время, то можно идти дальше.

Я есть душа. запредельное существование

Мы подошли к другому, еще более высокому уровню осознания себя. Сейчас мы должны приступить к философскому поиску. Нам нужно найти то, что не воспринимаемо чувствами и умом, а разуму известно только понаслышке. Другими словами, мы подходим к великой тайне жизни – что же такое сама эта жизнь?

Теперь мы попытаемся говорить о душе. И сразу же возникает вопрос: «А возможно ли это вообще?» Ведь язык, которым мы со­бираемся говорить о душе, материален, а ум, которым мы пытаемся думать, тоже материален! Тогда как дух, по определению, существует независимо от материи и находится за ее пределами? Но уже хотя бы поэтому, и нужен философский поиск, пусть даже, если язык и кажет­ся нам несовершенным инструментом. Философский поиск – это раз­мышления в духе отречения от всего материального. Когда все матери­альное отброшено из ума, тогда останется тот, кто есть носитель всех этих отброшенных факторов – останется сознание, или осознанное существование.

Это – Я. Меня не знают ни чувства, ни ум, ни здравый рассудок. Только Я сам осознаю Себя своим собственным существованием. Итак, нам предстоит разделить материю и дух. Как правило, человек не же­лает соглашаться с таким разделением. Ему как раз хочется, чтобы дух сосуществовал с материей, с телом. Зачем, спрашивается, разделять то и другое?

Но обратимся к законам природы – дух и материя обязательно должны разделиться в какой-то момент времени. В быту это называется смертью. Смерть означает, что личность и тело разъединяются, жизнен­ная энергия, или душа, отлучается от физического тела. Вот тут-то мы и видим, что тело на самом деле мертво, что оно никогда не было жи­вым. Оно лишь казалось живым, поскольку проявляло признаки жизни, но потом в какой-то момент жизнь куда-то ушла. «Ушел, – сокрушен­но говорим мы, – этот человек ушел, его больше нет!» – «Как это его больше нет? Как ушел? Куда? Если вы считаете, что он – это тело, то он никуда не ушел – тело-то перед вами, вот оно – здесь! А кто же ушел тог­да?» – «Ушел дух, – объясняете вы, – он ушел куда-то». – «А вы видели этот дух?» – «Нет, никогда!» – «Почему же вы плачете? О теле плачете? Ведь тело-то – здесь, с вами, а дух вы никогда не видели. Зачем же пла­кать, зачем переживать?».

Вот такие вопросы задают Веды: «Почему люди плачут? О теле? Тело-то здесь! Тело мы не потеряли. По закону сохранения энергии никакие компоненты тела не исчезнут. А дух… Все равно мы не видели его и не знали – не плачьте!».

Душа не зависит от происхождения тела, его национальности, убеж­дений и вероисповедания. Присутствие души можно понять по трем признакам, по трем самым глубоким потребностям каждой личности. На санскрите это звучит как сат-чит-ананда – вечность-знание-бла­женство. Таковы качества любого живого существа, или души. Подобно тому, как Солнце излучает энергию, свет и тепло, так же и душа излучает вечность, знание и блаженство. Такова сила жизни. И ее трагедия. Ведь чем сильнее душа отдает себя временному материальному миру, тем большую тоску она испытывает по миру вечному.

Сат

Рассмотрим первую энергию души, которую она унаследовала от своего источника. Сат – это энергия вечности, которая полностью духовна. В ней нет даже тени материального распада. Ее также называют «энергией поддержания». Значит, жизнь поддерживается жизнью, или жизнь происходит из жизни. Но когда духовная энергия сат проециру­ется на уровень чувств и ума, она трансформируется в материальную потребность поддержания жизни в теле.

Что человека поддерживает на материальном уровне? Это здоровье, благополучие, наличие денег, вещей, пищи и т. д. Так проявляется желание жить как можно дольше в данном теле, желание, которому невозможно положить конец. Даже умирая, человек хочет жить, чтобы не расставаться с тем, что он накопил для поддержания жизни. Он не соглашается со смертью, хоть и сильно страдает. Но никакие материальные накопления не могут поддержать жизнь как таковую, они поддерживают жизнь именно в теле.

Сама же душа не нуждается в поддержании, потому что она сат, вечная по своей природе. Она не обязана что-то приобретать, и не может что-то в себе потерять, поскольку она самодостаточна. Все свое ношу с собой – тако­ва душа. Именно душа поддерживает тело, а не наоборот. Тело поддер­живает не пища, а способность ее переваривать. Тогда как способность переваривать зависит от здоровья, а здоровье зависит от усилий жить правильно, регулируемо. Значит, в конечном счете, тело поддерживается при помощи аскезы, то есть добровольных, разумных ограничений потребностей тела. Когда человек совершает аскезы, то его тело под­держивает внутренняя энергия, исходящая из души, очищая чувства, ум и разум. В итоге все тело и ум получают силу, которая не зависит от физического состояния человека, такого, как старость, болезни или смерть. Эта духовная сила и есть энергия сат.

Чит

Второе качество души – чит. Чит – это свет знания, в котором нет и тени материального невежества. Человек так же видит знанием, или сознанием, как глаза видят светом. Потому и говорят – свет знания. Это так и есть, потому что энергия чит – это духовное излучение души. Душе не нужно какое бы то ни было знание, кроме знания самой себя, пото­му что душа – это истинное «Я». Она все познает через себя и по-сво­ему. Она всегда уникальна и безошибочна. Однако, когда эта истинная уверенность души проецируется на материальное тело, то в результате этого человек верит своим изменчивым уму и чувствам как высшему до­казательству. Каждому человеку кажется, что все, что происходит в его несовершенном уме, очень ценно для него и всех остальных. Замечено, что человек всегда удивляется своим собственным ошибкам, он дума­ет, что это не его ошибка. И он признает ее с некоторой неохотой и го­речью. Такова энергия чит, попавшая в материальные обстоятельства. Точно так же и совершенная душа знает все через себя в духовном мире, и точно так же несовершенное материальное тело познает все через себя в материальном мире. Все, что человек знает здесь, есть лишь свое тело и ум. Его личная жизнь в теле – это то, что тело переживает и чувствует, а не то, что происходит на самом деле.

Что касается чистой души, атмы, то, поскольку она общается с безграничной Сверхдушой, Параматмой, ее индивидуальность истинна и не нуждается в каком-то еще поддержании.

Чайтанья Чандра Чаран прабху