Путь к духовному пробуждению
Отличие материи от духа
Луна, отражаясь в воде, приобретает качество воды. Отражаясь в топленом масле, приобретает качество масла, похожее на золотой туман. А отражаясь в мраморе, приобретает рисунок мраморного узора. Так же и душа, входя в органы чувств, оказывается окутанной этими чувствами. Войдя в атмосферу ума, она чувствует на себе его мысли и настроения. А войдя в разум, душа, наконец, может увидеть разницу между собой и своим отражением и познать себя.
Отличие материи от духа
Сейчас перед нами открывается дверь, за порогом которой простирается вечность. Если мы готовы отвлечься от всех временных вещей хотя бы на незначительное время, то можно идти дальше.
Я есть душа. запредельное существование
Мы подошли к другому, еще более высокому уровню осознания себя. Сейчас мы должны приступить к философскому поиску. Нам нужно найти то, что не воспринимаемо чувствами и умом, а разуму известно только понаслышке. Другими словами, мы подходим к великой тайне жизни – что же такое сама эта жизнь?
Теперь мы попытаемся говорить о душе. И сразу же возникает вопрос: «А возможно ли это вообще?» Ведь язык, которым мы собираемся говорить о душе, материален, а ум, которым мы пытаемся думать, тоже материален! Тогда как дух, по определению, существует независимо от материи и находится за ее пределами? Но уже хотя бы поэтому, и нужен философский поиск, пусть даже, если язык и кажется нам несовершенным инструментом. Философский поиск – это размышления в духе отречения от всего материального. Когда все материальное отброшено из ума, тогда останется тот, кто есть носитель всех этих отброшенных факторов – останется сознание, или осознанное существование.
Это – Я. Меня не знают ни чувства, ни ум, ни здравый рассудок. Только Я сам осознаю Себя своим собственным существованием. Итак, нам предстоит разделить материю и дух. Как правило, человек не желает соглашаться с таким разделением. Ему как раз хочется, чтобы дух сосуществовал с материей, с телом. Зачем, спрашивается, разделять то и другое?
Но обратимся к законам природы – дух и материя обязательно должны разделиться в какой-то момент времени. В быту это называется смертью. Смерть означает, что личность и тело разъединяются, жизненная энергия, или душа, отлучается от физического тела. Вот тут-то мы и видим, что тело на самом деле мертво, что оно никогда не было живым. Оно лишь казалось живым, поскольку проявляло признаки жизни, но потом в какой-то момент жизнь куда-то ушла. «Ушел, – сокрушенно говорим мы, – этот человек ушел, его больше нет!» – «Как это его больше нет? Как ушел? Куда? Если вы считаете, что он – это тело, то он никуда не ушел – тело-то перед вами, вот оно – здесь! А кто же ушел тогда?» – «Ушел дух, – объясняете вы, – он ушел куда-то». – «А вы видели этот дух?» – «Нет, никогда!» – «Почему же вы плачете? О теле плачете? Ведь тело-то – здесь, с вами, а дух вы никогда не видели. Зачем же плакать, зачем переживать?».
Вот такие вопросы задают Веды: «Почему люди плачут? О теле? Тело-то здесь! Тело мы не потеряли. По закону сохранения энергии никакие компоненты тела не исчезнут. А дух… Все равно мы не видели его и не знали – не плачьте!».
Душа не зависит от происхождения тела, его национальности, убеждений и вероисповедания. Присутствие души можно понять по трем признакам, по трем самым глубоким потребностям каждой личности. На санскрите это звучит как сат-чит-ананда – вечность-знание-блаженство. Таковы качества любого живого существа, или души. Подобно тому, как Солнце излучает энергию, свет и тепло, так же и душа излучает вечность, знание и блаженство. Такова сила жизни. И ее трагедия. Ведь чем сильнее душа отдает себя временному материальному миру, тем большую тоску она испытывает по миру вечному.
Сат
Рассмотрим первую энергию души, которую она унаследовала от своего источника. Сат – это энергия вечности, которая полностью духовна. В ней нет даже тени материального распада. Ее также называют «энергией поддержания». Значит, жизнь поддерживается жизнью, или жизнь происходит из жизни. Но когда духовная энергия сат проецируется на уровень чувств и ума, она трансформируется в материальную потребность поддержания жизни в теле.
Что человека поддерживает на материальном уровне? Это здоровье, благополучие, наличие денег, вещей, пищи и т. д. Так проявляется желание жить как можно дольше в данном теле, желание, которому невозможно положить конец. Даже умирая, человек хочет жить, чтобы не расставаться с тем, что он накопил для поддержания жизни. Он не соглашается со смертью, хоть и сильно страдает. Но никакие материальные накопления не могут поддержать жизнь как таковую, они поддерживают жизнь именно в теле.
Сама же душа не нуждается в поддержании, потому что она сат, вечная по своей природе. Она не обязана что-то приобретать, и не может что-то в себе потерять, поскольку она самодостаточна. Все свое ношу с собой – такова душа. Именно душа поддерживает тело, а не наоборот. Тело поддерживает не пища, а способность ее переваривать. Тогда как способность переваривать зависит от здоровья, а здоровье зависит от усилий жить правильно, регулируемо. Значит, в конечном счете, тело поддерживается при помощи аскезы, то есть добровольных, разумных ограничений потребностей тела. Когда человек совершает аскезы, то его тело поддерживает внутренняя энергия, исходящая из души, очищая чувства, ум и разум. В итоге все тело и ум получают силу, которая не зависит от физического состояния человека, такого, как старость, болезни или смерть. Эта духовная сила и есть энергия сат.
Чит
Второе качество души – чит. Чит – это свет знания, в котором нет и тени материального невежества. Человек так же видит знанием, или сознанием, как глаза видят светом. Потому и говорят – свет знания. Это так и есть, потому что энергия чит – это духовное излучение души. Душе не нужно какое бы то ни было знание, кроме знания самой себя, потому что душа – это истинное «Я». Она все познает через себя и по-своему. Она всегда уникальна и безошибочна. Однако, когда эта истинная уверенность души проецируется на материальное тело, то в результате этого человек верит своим изменчивым уму и чувствам как высшему доказательству. Каждому человеку кажется, что все, что происходит в его несовершенном уме, очень ценно для него и всех остальных. Замечено, что человек всегда удивляется своим собственным ошибкам, он думает, что это не его ошибка. И он признает ее с некоторой неохотой и горечью. Такова энергия чит, попавшая в материальные обстоятельства. Точно так же и совершенная душа знает все через себя в духовном мире, и точно так же несовершенное материальное тело познает все через себя в материальном мире. Все, что человек знает здесь, есть лишь свое тело и ум. Его личная жизнь в теле – это то, что тело переживает и чувствует, а не то, что происходит на самом деле.
Что касается чистой души, атмы, то, поскольку она общается с безграничной Сверхдушой, Параматмой, ее индивидуальность истинна и не нуждается в каком-то еще поддержании.