Путь к духовному пробуждению
Обман под вывеской религии
Есть обоснованные опасения, что современный ИСККОН не совсем подходит тем, кто действительно хочет постичь Абсолютную Истину. В начале «Шримад-Бхагаватам» говорится о том, что нужно отличать реальность от иллюзии для блага всех. И те люди, которые разочаровались в материальном, главным образом такие люди приступают к поиску Высшей Истины. Конечно, Движение Господа Чайтаньи должно быть обращено к каждому. Обращаться к каждому означает нести людям нектар, который они вечно жаждут.
Это представление о том, что нужно обращаться к каждому, означает взывать к их желаниям спать, есть, заниматься сексом и обороняться. Бизнесмены-материалисты пытаются апеллировать к материальным желаниям людей. К примеру, они рекламируют машины, говоря: «Если вы купите машину этой марки, это исполнит ваше желание!» Таким образом они обращаются к потенциальным клиентам. «Если вы будете пользоваться нашей зубной пастой, то ваши зубы станут белоснежными». Политики также пытаются привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. «Голосуйте за меня, я сделаю вас счастливыми!» Все эти попытки апеллировать к людям популярны, но в конечном итоге они являются обманом, поскольку они не могу дать людям истинного нектара – преданного служения Кришне, которого люди всегда жаждут.
Обычно человек принимает сознание Кришны, когда он испытывает отвращение к попыткам обрести материальное счастье. Материалисты говорят одно, но имеют в виду другое. В том, что они говорят, нет глубины. Они подобны животным, которые стремятся удовлетворять свои чувства. Если мы, как Движение, будем апеллировать к каким-то низменным инстинктам людей, вместо того чтобы взывать к высокому, то не они будут подниматься на наш уровень сознания Кришны, а мы будем опускаться на их уровень.
Читая книги Шрилы Прабхупады, мы можем понять, насколько они жизненно важны, понятны и абсолютно истинны. Его послание также очень требовательно. Нет азартным играм! Нет незаконному сексу! Нет мясоедению! Нет одурманивающим веществам! Нет чувственным наслаждениям! Это непопулярное послание.
Если кто-то попытается стать мэром, например, Нижнего Новгорода и будет привлекать сторонников следующими принципами: «Никаких азартных игр! Никакого незаконного секса! Никакого мясоедения! Никаких одурманивающих веществ!», то такой человек не получит ни одного голоса (смех в зале). Может быть, несколько. Может быть, несколько преданных. Я не вполне уверен, что все преданные за него проголосуют (смех в зале). Надеюсь, что по крайней мере некоторые проголосуют.
Как мы можем дать сознание Кришны людям, которые целенаправленно движутся в ад?
матир на кришне паратах свато ва
митхо ’бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам
[«Шримад-Бхагаватам», 7.5.30]
Людям, которые являются приверженцами чувственных наслаждений, которые ни в какую не хотят быть сознающими Кришну? Один из способов заключается в том, чтобы пытаться апеллировать к их материальным желаниям. К примеру, говоря им: «Практикуя сознание Кришны, вы получите много денег, материальный успех и т. д.». Существует опасность такой компромиссной презентации сознания Кришны. Мы перестаем нести истину в ее чистом, первозданном виде, как это делал Шрила Прабхупада и предыдущие ачарьи. Мы опускаемся на материальный уровень, которому свойственна недалекость ума, лицемерие и так далее. Все это в начале «Шримад-Бхагаватам» названо кайтава-дхармой, то есть обманом под вывеской религией.
Совершенно очевидно, что если мы будем проповедовать сознание Кришны в чистом виде, то мы не привлечем столько последователей, как если бы мы проповедовали аюрведу, которая дает хорошее здоровье, или астрологию, которая помогает обрести удачу, или что-то юмористическое.
Те, кто, проповедует аюрведу, астрологию или шутки, не могут сказать о том, что они говорят об Абсолютной Истине, о которой Кришна говорит в «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада назвал «Бхагавад-гиту» – «Бхагавад-гитой как она есть». Это подлинное понимание «Бхагавад-гиты». Оно заключается в том, что необходимо предаться Кришне.
Е.С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции.