Путь к духовному пробуждению
О важности внутреннего преображения
На протяжении многих лет основным предметом моих размышлений является желание помочь людям реально меняться. Я наблюдаю за преданными и я вижу удивительные случаи, когда человек действительно преображается внутренне. Но я также вижу гораздо больше других случаев, когда человек приходит в сознание Кришны, он практикует, занимается бхакти-йогой, пытается служить, повторяет мантру, изучает книги Шрилы Прабхупады, но внутри есть некая жесткая система, которая не позволяет ему меняться.
Буквально несколько дней назад, когда я был в Магдалиновке, преданные праздновали день моего рождения, и Виджай Кришна прабху прочитал стихотворение как раз об этом. Суть этого стихотворения в двух словах, что «я был такой-такой-такой-такой, лез по головам, еще что-то делал, лебезил, потом пришел в сознание Кришны, встретился с преданными, и вроде все поменялось. Прошло некоторое время, и я продолжаю делать то же самое, что делал до этого. И все как бы осталось». Иначе говоря, есть некая резинка, ее растягиваешь-растягиваешь, а потом – пух!
Она возвращается обратно. Эта резинка называется ложное эго. Это очень жесткая структура со своими кодами. И до тех пор, пока мы не поменяем себя на уровне эго, на уровне понимания того, кто такой я, ничего не поменяется в нашей жизни.
Декорации будут меняться, наше общение будет до какой-то степени меняться, будет меняться сленг. Какие-то привычки, может быть, отчасти поменяются, но суть останется той же самой, просто она примет некую другую форму, мимикрирует под все это.
И эта перемена на уровне эго, на уровне «я», на уровне представления о том, кто такой я, и что для меня ценно по-настоящему – это не такой простой процесс, это достаточно сложный болезненный процесс. Но, в сущности, если этого не произойдет, то ничего не произойдет. Произойдет только некое внешнее приспособление к среде. Я уверен, вы понимаете, о чем идет речь. Мы все видели это, видели на своем собственном примере, на примере других людей вокруг нас. Эта структура очень жесткая и она, собственно, предмет нашей работы.
Я говорил сегодня на лекции, что молитвы царицы Кунти – это приглашение тарана Кришны в нашу жизнь, чтобы Кришна пришел со Своим тяжелым орудием и поработал с нашим эго. Чтобы Он так или иначе расшатал какие-то основы нашего жесткого «я», этой жесткой структуры, потому что самим нам очень трудно. Сами мы никогда не сможем этого делать – это только результат внутренней молитвы, и Кунти просит об этом. Поэтому она говорит: «Пусть со мной случаются несчастья…» Она понимает – в конце концов, человек не сможет стать счастливым до тех пор, пока эти коды не разрушены. И что самое печальное – я наблюдаю, как примерно то же самое происходит на уровне нашего общества в целом. Общество тоже приняло некую форму, и эта форма очень жесткая.
И очень сложно что-то поменять. Смотря на все процессы, которые происходят, со своей «колокольни», с «колокольни» человека, на котором лежит какая-то ответственность за движение в России, вижу, что примерно то же самое происходит с обществом в целом. Есть некая очень жесткая структура со своим консерватизмом, своими хорошими вещами, их много у нас, и со своими не очень хорошими вещами. Их, к сожалению, тоже достаточно. И когда пытаешься сделать любое изменение – оно как бы чуть-чуть поддается, а потом – бух! И все опять то же самое, все опять в том же виде, как было до этого. И я думаю над этим и молюсь, это моя постоянная молитва – помочь людям меняться по-настоящему.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы изменение происходило на глубинном уровне. Он все время говорил: «Мои ученики святые». И главное, что у нас и выхода-то другого нет, нам надо стать святыми. Не хочется никак вообще, нет никаких оснований для этого, но беда-то в том, что выхода другого нет. Шрила Прабхупада в принципе дал все необходимое для этого. Но от нас требуется желание. Очень важно, чтобы у нас было желание, которое проявляется в молитве.
Еще раз, это не вопрос какого-то насилия над собой, это вопрос понимания того, что мне нужно пройти этот процесс преображения, что гусеница или червяк, которого я собой сейчас представляю, должна превратиться в бабочку и полететь куда-то, в духовный мир, махая крыльями. И это вопрос молитвы, вопрос внутреннего труда, усилия над собой.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами