О критериях того с кем из вайшнавов общаться, а с кем нет

Харе Кришна! Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Так чем мы отличаемся от людей, которые не слышали о Кришне и не практикуют. Если даже преданные с 25 летним стажем практики готовы тебя с грязью смешать ради ложных идей. Я понимаю, мы все очищаемся постепенно, я не хочу совершать оскорбления, разделяя преданных. Откуда мне знать кто на каком уровне? Но вместе с тем, я не хочу обмана, убеждая себя, что все преданные, которые старше тебя, на самом деле, старшие преданные и ты должна им подчиняться. Они твои старшие духовные сестры и братья, а значит представители твоего Гуру. И тому подобные вещи. Я знаю, что Вы знакомы с похожей ситуацией и, может быть, дадите хороший совет. Хотя я сейчас мало общаюсь с преданными, но я хочу, чтобы у меня было правильное настроение относительно этого вопроса.

Не будучи очевидцем этих событий и не зная всех деталей, мне трудно судить о том, что произошло. Но в целом ситуация мне очень знакома.

Будучи пракрита-бхактами (материалистичными преданными), мы часто совершаем типичную ошибку. Мы судим как о своем духовном уровне, так и о статусе обычных преданных и, даже о статусе духовных учителей, по тому, что в первую очередь бросается нам в глаза и резонирует с нашим оскверненным материей сердцем. Мы проецируем свою систему материалистических ценностей на духовную сферу и считаем, что быть продвинутым духовно, означает обладать большим положением в организационной иерархии. Мы судим по годам проведенным в организации, по харизматическим качествам, по способности осуществлять большие проекты, по количеству инициаций, количеству последователей, по нашей психофизической совместимости и по другим материальным, но понятным нам неофитам качествам. Это ошибка.

Духовный уровень преданного (а также критерий того с кем из вайшнавов общаться, а с кем нет) определяется его привязанностью к пяти главным аспектам преданного служения:

садху-санга, нама-киртан, бхагават-шравана
мадхура-васа, шри-муртира шраддхая севана
сакала-садхана-шрешта еи панча анга
кришна-према джанмайа еи панчера алпа санга

«Общение с преданными, повторение святого имени Господа, слушание Бхагаватам, проживание в святом месте, таком, как Матхура и поклонение Божествам с верой — эти пять элементов преданного служения самые лучшие. Даже малейшее соприкосновение с этими пятью пробуждает любовь к Кришне». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 22.128-129)

Наш прогресс в духовной жизни на 99 % зависит от правильного общения.

Не все люди, носящие дхоти и сари, являются преданными. Подобно тому, как мы проявляем избирательность к продуктам, которые едим, чтобы не отравиться и поддержать в себе хорошее здоровье, мы должны проявлять избирательность в своем общении с вайшнавами. Не все продукты питания подходят нам в пищу, даже если они продаются в престижном магазине и упакованы в красивую первоклассную упаковку. Точно также не все люди, носящие дхоти или сари, имеющие инициацию, положение лидера в ИСККОН и т.д., являются преданными, общение с которыми может быть для нас благотворным.

Лидеры бывают разные, просто по положению или, действительно, по качествам. Пурначандра Прабху пишет в своей книге «Скрытые препятствия на пути бхакти»: «Если духовный лидер не обладает такой же духовной силой, как проявлял Шрила Прабхупада, ему не следует ожидать от подчиненных такой же степени преданности…

Существует четыре возможных варианта:

  1. человек обладает как моральной чистотой, так и положением;
  2. человек обладает моральной чистотой, но не обладает положением;
  3. человек обладает положением, но не обладает моральной чистотой;
  4. человек не обладает ни моральной чистотой, ни положением. Первые два варианта удачны, четвертый — неудачный, но приемлемый, но третий просто неприемлемый. Марк Твен сказал однажды: «Лучше быть достойным почестей и не иметь их, чем иметь, и не быть достойным их».

Подобно тому, как в ИСККОН бывают разные лидеры, в нашем обществе бывают вайшнавы разных уровней. Не все что блестит, является золотом. Не нужно идеализировать. Не все преданные являются преданными Богу по- настоящему. Некоторые только стремятся к этому, а некоторые стремятся обрести подобное стремление. Шрила Шиварама Свами приводил пример того, как в армии мы называем словом «солдат» обычного рядового. Но этим же словом обозначают и лейтенанта, и майора, и полковника, и генерала. Точно также мы иногда называем и неофитов и серьезных преданных, одним словом «преданный».

Но поведение солдата-генерала и обычного солдата-рядового, сильно отличаются по форме и по сути. Точно также отличается поведение «преданного» неофита от поведения настоящего преданного. Есть преданные каништхи, есть мадхйама, уттама. Есть смешанные каништхи с мадхйамами, мадхйама с уттама. Есть карма-мишра бхакты и гьяна-мишра бхакты. Есть преданные с чистым мотивом, но совершающие свое служение в гуне невежества или в гуне страсти. А есть еще те, чей мотив осквернен гуной страсти или невежеством. Также существуют вайшнавы дхармадхваджи (притворщики) и вайшнавы, которые, даже не смотря на свои недостатки, искренни в своем желании обрести бхакти и.т.д. Не смотря на то, что всех этих людей мы называем преданными, не каждый из них может быть нам спутником на духовном пути.

Шрила Прабхупада пишет в Нектаре Наставлений, что для того чтобы различать уровни преданных и искать хорошее общение, преданному необходимо развить а fine intelligence — утонченный интеллект.

Разум, интеллект проявляется в проницательности, которая необходима для того, чтобы постигать предметы, и в способности подвергать сомнению полученное чувствами знание, опыт и действия. Этот интеллект формируется благодаря наставлениям духовного учителя и знанию, почерпнутому из священных писаний. Знание писаний позволит нам не отравить свою бхакти-лату подделкой садху-санги и превратить свою шраддху в према-бхакти. Поэтому, если мы хотим избежать самообмана, слепого следования авторитарным лидерам и разочарования при виде того, что иногда поведение преданных неофитов, в некоторых жизненных ситуациях, даже хуже обычных материалистов, то мы просто обязаны уметь различать уровни преданных.

В третей главе Шри Чайтанья Шикшамриты, Шрила Бхактивинод Тхакур описывает критерии, по которым можно отличить истинных вайшнавов от подделок лже-вайшнавов, которым мы можем оказывать почтение на расстоянии, но не должны искать с ними сокровенного общения:

«Для того чтобы избежать неподобающего обращения с вайшнавами, следует учитывать два обстоятельства, которым Господь Чайтанья придавал большое значение: тех, кто лишь притворяется вайшнавом, нужно избегать, понимая что перед нами материалист, а искренним преданным следует оказывать почтение и служить: «Разумный человек должен отказаться от порочного общения и, вместо этого, искать общества святых, чьи слова способны избавить наш ум от чрезмерных привязанностей»» (Бхаг., 11.26.26).

Повстречавшись с истинным вайшнавом, нужно общаться с ним и от всего сердца служить ему. Что же касается обыкновенных вайшнавов, то им достаточно оказывать почтение. Безусловно, оказание почтения подразумевает также оказание разного рода помощи и услуг.

Существует три категории людей, которых легко спутать с вайшнавами:

  1. те, кто убежден в истинности вайшнавской философии, но сам не следует ей;
  2. те, кто одевается как вайшнав, но в действительности не принадлежит к их числу, хотя и относится к ним с уважением;
  3. те, кто родился в семье великих преданных и украшает себя атрибутами вайшнава, но в действительности не является таковым.

Критерием, по которому можно узнать истинного вайшнава, является чистота и сила его преданности Богу, а также способность вдохновить на преданное служение Ему других. Человек по-настоящему становится вайшнавом лишь тогда, когда в его сердце появляется, хотя бы проблеск чистой преданности Господу. Если мы будем общаться с так называемыми вайшнавами и почитать их на одном уровне с истинными или даже обыкновенными вайшнавами, это ослабит нашу преданность Богу:

Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно. Перед преданным, который получил духовное посвящение и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться, а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении, и в чьем сердце не осталось и следа желания осуждать других, необходимо общаться и стараться служить ему с верой и преданностью (Нектар наставлений 5).

Вот почему некоторых из тех, кто имеет внешние признаки вайшнава и выглядит таковым, необходимо избегать. Такому человеку следует оказывать почтение наравне со всеми остальными людьми, что является одним из второстепенных правил, однако ни в коем случае нельзя считать его истинным вайшнавом. Но если же он когда-нибудь станет чистым преданным, то тоже удостоится права находиться в обществе других истинных вайшнавов.

Лже-вайшнавами называют:

  1. тех, кто носит одежду вайшнава для того, чтобы обманывать других;
  2. тех, кто называет себя последователем ачарьев-вайшнавов, чтобы проникнуть в ряды преданных и проповедовать им философию адвайты;
  3. тех, кто выдает себя за вайшнава ради денег, престижа или иных материальных наслаждений. Мы не должны вступать в близкие отношения ни с кем, кроме тех, кто придерживается тех же что и мы взглядов, и находятся на одном духовном уровне с нами:

«Общаясь с окружающими, мы перенимаем их качества, подобно тому, как драгоценный камень приобретает разные оттенки в зависимости от среды, в которой находится. Поэтому истинно мудрые стремятся к общению с теми, кто обладает более возвышенными чертами характера, чтобы самим развить такие же добродетели» (Х.-б.-с., 8.51).

— Много лет назад мне рассказывали, про одну преданную, которая ходила в храм пол года, делала не большое служение, а потом зимой сломала ногу. И никто к ней не пришел и не позвонил даже. Она была одинока и до этого ходила в церковь и вот оттуда к ней и пришли на помощь. Больше она в храме у нас не появлялась. А когда преданные встретили её на улице, то она все рассказала. Это было лет 8 назад, но я до сих пор помню эту страшную историю про наш имперсонализм и фанатизм. Когда мы станем более человечными? Такая сильная философия, а сердце черствеет. Почему?

тад ашма-сарам хрдайам батедам
йад грхйаманаир хари-нама-дхейаих
на викрийетатха йада викаро
нетре джалам гатра-рухешу харшах

«Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо».

В комментарии к этому стиху из Шримад Бхагаватам 2.3.24 Шрила Прабхупада пишет: «Весь процесс духовной практики направлен на то, чтобы изменить сердце живого существа, восстановив его вечные отношения с Верховным Господом, отношения слуги и господина… У того, кто занимается регулируемым преданным служением, обязательно должна произойти перемена в сердце. Если этого не происходит, значит сердце человека заковано в железо, поскольку оно не размягчается даже от повторения святого имени Господа».

Наше сердце остается черствым (ашма-сарам), твердым, жестким, сухим, злым, недоверчивым, обидчивым, мнительным и закованным в железо, потому что мы все еще держимся за свои мирские привязанности, как к грубым, так и к тонким видам наслаждений, гордимся своими материальными достоинствами и как следствие совершаем оскорбления.

Когда мы к чему-либо привязаны, то мягкая часть нашего сердца преданна этой привязанности к нашей семье, детям, положению, потому что эти вещи доставляют нам наслаждения. Но остальная часть нашего сердца, как следствие материального эгоизма, становится очень твердой и озлобленной.

В известной истории про Дакшу, в одном комментарии, Шрила Прабхупада говорит, что сердце Дакши было твердым именно из-за его гордости своим положением. Дакша означает — умелый, искусный, эксперт. Именно этими качествами Дакша откровенно гордился. Он был самым успешным прародителем во вселенной, и еще и сыном самого Господа Брахмы. Как следствие, его сердце оставалось твердым, и было причиной его оскорблений и жесткости во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Шрила Джива Госвами объясняет в Бхакти Сандарбхе: свабхактья ади крита манена — иногда, когда человек достигает какого либо результата, даже в рамках бхакти, он становится очень гордым. Эта гордость разрушает его склонность к бхакти, включая и его, так называемые достижения на этом пути, которыми он гордился. Дакша потерял все, в том числе и свою человеческую голову, которую заменили головой жертвенного козла (хороший урок для тех из нас, кто все еще любит гордиться собой).

Царица Кунти говорит: Джанма айшварья шрута шрибхир — Рождение в хорошем роду, богатство, образованность и красота, сводят человека с ума (эдхамана мада пуман). Часто преданные думают, что лишены всего этого и это к ним не относится. У нас явно нет знатного происхождения, красоты, особого образования и тем более богатства. Но слово джанма не обязательно означает хорошее рождение. Джанма также означает ПОЛОЖЕНИЕ!

В ИСККОН очень легко получить какое-либо положение — куратора, президента, казначея, менеджера, главного пуджари, главного повара, главного пожертвователя или главного устраивателя браков, фестивалей, вйаса-пудж, старшего преданного или просто преданного и.т.д. А если волею судьбы так получилось, что у нас нет официального большого положения, то мы гордимся именно этим.

В общем, как только неофит оказывается в положении руководителя, покровителя, деятеля, и его достижения отмечаются окружающими — он склонен немедленно гордится и, как следствие совершает апарадхи.

Апарадха, означает апагата-радха — действия против Радхи. Радха — означает Шримати Радхарани, а также прити — любовь, которая является определенным состоянием нашего сердца. Апарадха — это действие, умонастроение, которое прогоняет из сердца любовь к Богу и к Его творению. Как следствие апарадх и отсутствия любви, сердце становится бетонным, холодным, и безразличным ко всему и всем кто его окружает. Это также и причина имперсонализма.

В конце своего комментария к вышеупомянутому стиху Шрила Прабхупада объясняет, что же делать в подобной ситуации:

«Однако, начав общаться с чистым преданным Господа, неофиты могут избавиться от своих дурных привычек; в противном случае их сердца так и останутся каменными, и им уже ничто не поможет. Пройти до конца весь путь домой, обратно к Богу, может только тот, кто следует указаниям богооткровенных писаний, полученных от осознавшего себя преданного».

Надеюсь, я помог немного разобраться с вопросами.

Пожалуйста, продолжайте свою садхану, потихоньку продолжайте изучать шастры, выздоравливайте, и пусть, по милости Господа Джаганнатхи, Вы сможете как можно скорее вернутся на Украину, к своему служению Шри Панча Таттве.

Ваш слуга Радха Говинда Даса