Путь к духовному пробуждению
Мы должны стать человеком, преданным, способным найти общий язык с другими преданными
Знаете, Шрила Прабхупада говорил, что у нас в духовном мире будет еще один ИСККОН. Один преданный — не буду упоминать его имени, — сказал мне, что когда он это услышал, его естественной реакцией были мысли о тех преданных, в отношениях с которыми у него были сложности. И он подумал: «Так значит, я вечно буду вместе с ними!? О, нет!»
Смысл в том, что мы должны стать человеком, преданным, способным найти общий язык с другими преданными и свободно чувствовать себя с другими преданными, как дома. Одно дело — работать вместе с кем-то, или просто быть вынужденным находиться с кем-то, — вы можете просто делать это. Или когда вы просто время от времени встречаетесь с кем-то и недолго что-то делаете вместе, но если вы вместе живете с кем-то в одном доме, лучше дружить с этими людьми.
И во Вриндаване Кришна дома, Кришна – это Бог дома, а Нараяна или Вишну – это больше похоже на Бога на работе. Вишну имеет дело со всеми обусловленными душами. Он в сердце даже величайших демонов и самых падших созданий. Он делает это, потому что это его «работа», можно сказать. Но во Вриндаване Кришна – это Бог дома. Поэтому, чтобы попасть домой, нужно стать такой личностью, с которой Кришне захочется быть у Себя дома. Дом – это там, где сердце. Кришна пускает в Свой дом только тех, кто действительно завоевал Его сердце. Мы должны быть способны ладить с преданными. По крайней мере, ладить. Но на самом деле, мы должны развить истинную, неподдельную любовь по отношению к преданным.
Однажды Нарада Муни был на собрании всех главных святых мест. Они затеяли большой спор, кто из них является царем, наивысшим среди всех святых мест. Они спорили и обсуждали этот вопрос. И одно святое мест говорило: «Я – такое место», другое опровергало его: «Нет, нет, нет! Это – я!». В конце концов, они устроили выборы, и Прайаг был избран тиртхараджей, или царем всех святых мест. Нарада Муни присутствовал там и наблюдал за этой картиной. И в конце он подошел и поздравил Прайаг: «Ты – такое замечательное святое место, я хотел бы тебя посетить». Праяг ответил: «Спасибо, мне это приятно, но есть одна загвоздка, все святые места здесь, все они выразили мне свое почтение, но где Вриндаван? Почему Вриндавана здесь нет? Почему бы Вриндавану не прийти и не признать меня царем?» Праяг сказал: «Он много общается с Кришной, и может быть, он возгордился».
Нарада Муни ответил: «Знаешь, не думаю, что это так. Я думаю, что тебе лучше пойти и спросить Кришну». Тогда Праяг отправился к Кришне и объяснил Ему всю ситуацию: «Все святые места, кроме Вриндавана, выразили мне почтение». Кришна заплакал и сказал: «Вриндаван — не такой как ты, Вриндаван – не просто святое место. Вриндаван – это Мой дом, а дом – это там, где сердце. Поэтому Мое сердце – это Вриндаван».
Вриндаван Дхама – уникальное среди всех святых мест. Кришна позволяет войти во Вриндаван только тем людям, которым Он в достаточной мере доверяет: «Этому человеку Я могу доверить Свое сердце». Поэтому в «Нектаре Преданности» Шрила Рупа Госвами пишет, что Кришна может дать материальные наслаждения, Он легко может даровать осознание имперсонального аспекта, но чистое преданное служение, и особенно на уровне жителей Вриндавана, — о, прежде, чем дать его, Кришна очень осторожен!»
В 12-й главе «Бхагават-гиты», в стихах 13-20 Кришна объясняет характерные черты личности, которая очень дорога Ему. Если человек очень смиренен и добр к другим, тогда он очень дорог Ему. Кришна приводит так много разных качеств и говорит: «Если у тебя есть эти качества, то ты станешь дорог Мне».
Итак, Шрила Прабхупада дал одну лекцию по 13-14 стихам из этой главы, где он подчеркивает, что мы должны стать такими. И тогда Шрила Прабхупада говорит: «Да, это и есть сознание Кришны. Как Кришна полюбит меня? Как мне стать такой личностью, что, увидев меня Кришна, сразу подумает: «Вот он! Вот тот, кто дорог Мне».
Таков процесс преданного служения. Такова важная часть нашего общения с преданными. Прежде чем пустить кого-либо к себе в сердце, во Вриндаван, Кришна испытывает преданного, чтобы понять: правда ли этот человек по-настоящеу серьёзен? Или у него есть и другие идеи? Кришна испытывает преданных. В каком-то смысле можно сказать, что Он ведет преданных к Своим лотосным стопам, давая им разнообразный опыт и тем самым помогая им стать достойной личностью. Иногда мы проходим через испытания, и нам трудно принять их. Но на самом деле, они для нашего блага и для развития нас как преданных.
Есть множество историй на этот счет, и мы расскажем одну из них.
Жил один царь, он был преданным, но его преданность не была беспримесной. У него был министр, и они были очень близки друг другу, но министр был истинным преданным. Царь, конечно же, был кшатрием, а кшатрий должен был сильным, чтобы воевать. Иногда кшатрии выходят на охоту, и этот царь тоже ходил на охоту. Однажды они были на охоте, и царь целился из лука в животное. Когда он был готов пустить стрелу, он поскользнулся. Стрела вылетела из его руки и отрезала ему часть большого пальца. Царь был в шоке: «Посмотрите на это! Посмотрите, что произошло! Это катастрофа!». Он показал министру: «Посмотри, что произошло с моим большим пальцем!». И вы знаете, что ответил министр? — «Это милость Кришны». Царь ответил: «Что?! Что ты имеешь в виду — это милость Кришны? Я потерял часть своего большого пальца, как это милость Кришны?». Министр ответил: «Нет, нет. Это милость Кришны». Царь был очень расстроен, сильно разгневался и приказал солдатам: «Арестуйте его, он оскорбитель, он сошел с ума». И они арестовали министра.
Некоторое время спустя большой палец царя зажил, и он смог опять пойти на охоту. Он пошел на охоту один, без министра, и там заблудился. Он плутал и плутал, пока его не поймали какие-то аборигены. Царь сказал им: «Вы не можете захватить меня в плен, я царь!». Аборигены ответили ему: «Ты царь? Это прекрасно! Мы искали кого-то, подобного тебе. Мы искали хорошего человека для жертвоприношения Матери Кали. Мы принесем тебя в жертву. Это честь для тебя».
Конечно же, царь не был счастлив. Они стали готовить царя к жертвоприношению Кали, и священник, наряжая царя и надевая на него украшения, заметил, что у него отсутствует часть большого пальца. Священник сказал: «О, нет! Его тело не полноценно, мы не можем принести его в жертву». Они извинились перед царем и отпустили его. Царь подумал: «Вот это да! Это милость Кришны». Он посмотрел на свой палец и подумал: «Да, то, что сказал министр, — правда. Это была милость Кришны, но я не смог этого увидеть. И я арестовал министра. О нет! Это оскорбление».
Он побежал назад домой и освободил министра, он извинялся и извинялся перед министром: «Что за оскорбление! Я глупец! Это ужасно. Я очень извиняюсь». И вы знаете, что министр сказал? «Нет, нет, нет! Это милость Кришны для меня». Царь ответил: «Нет, это не милость Кришны, это мое оскорбление». Министр сказал: «Нет, это милость Кришны для меня. Я объясню. Если бы ты не арестовал меня, я бы вместе с тобой охотился в лесу. Меня бы поймали вместе с тобой, и они не стали бы приносить тебя в жертву, потому что твое тело не полноценно, но мое-то тело без изъянов, и они принесли бы в жертву меня. Итак, ты видишь, — это была милость Кришны для меня».
Кришна на самом деле очень удивительно поступает со Своими преданными. Кришна всегда помогает искреннему преданному прогрессировать. Хотя иногда глазами неофита не видно, каким образом то, что устраивает Кришна, является милостью. Мы должны стараться видеть все в таком ракурсе и пытаться понять этот момент в отношениях с преданными: если мы не можем найти общий язык с преданными, которые дороги Кришне, то как мы сможем общаться с Кришной?
Поэтому Шрила Джива Госвами в «Бхакти Сандарбхе» дает очень интересный небольшой анализ. Он переводит текст, произнесенный Кришной в Одиннадцатой Песни «Бхагаватам». В его переводе Кришна говорит:
«Служить преданным и развивать любовь к преданным — более эффективный способ развить любовь ко Мне, чем просто пытаться развивать любовь ко Mне». Вот для этого Шрила Прабхупада создал движение ИСККОН, — чтобы каждый мог получить общение искренних преданных. Кого-то могут называть так или так, он может быть более или менее важен, но мы должны знать, что все искренние преданные очень дороги Кришне.
Однажды я сидел на лекции Шрилы Прабхупады в Бхактиведанта Меноре. Он говорил: «Вы должны быть очень осторожны в общении с преданными, потому что вы можете не понять, кто на самом деле этот преданный. Вы не знаете. Прямо сейчас вы можете сидеть рядом с Нарадой Муни».
Я очень удачлив, потому что сижу рядом с Ниранджаной Свами, он давал лекцию, и это было замечательно. Действительно, он напомнил мне, как Шрила Прабхупада давал лекции, — практически это было подобно слушанию лекций Шрилы Прабхупады, которые он давал в Америке в 1966 году. В этих лекциях он говорил из самого сердца, с большим чувством. Можно слышать и чувствовать очень явственно, как он просто умоляет людей и желает, чтобы они услышали послание и воспользовались этой возможностью. И слушая Махараджа, я вспоминал об этом. Он просто напоминал мне это, и я чувствовал: «Здесь я действительно в безопасности». До тех пор пока сам не начал говорить. Это, правда, большая разница. «Пристегните ремни».