Путь к духовному пробуждению
Льстивые проповедники, развлекающие публику, привлекают к себе недалеких подхалимов
О проповеди судят не по количеству, а по качеству. Одобрение со стороны окружающих не всегда является признаком успешной проповеди. Иногда, как видно из приведенных выше высказываний, все обстоит совсем иначе.
«У нас немного последователей, поскольку мы не соглашаемся с негодяями. Мы не мошенники». (Из беседы 18.09.73, Бомбей)
Даже большое число последователей не всегда является признаком успеха. Говорящие истину привлекают истинных последователей. Льстивые проповедники, развлекающие публику, привлекают к себе недалеких подхалимов. Легко привлечь людей сантиментами. Проповедник, нестрогий к своим последователям, притворно милый и добрый, становится в глазах почитателей великим преданным, обладающим подлинными духовными добродетелями. Такой обманщик дает своим последователям понять, что они якобы продвинуты, а также льстит им в ответ, что, естественно, не может не вызывать у них расположения к нему. Они с вдохновением приводят к нему все новых последователей — таких же сентименталистов. Считая себя продвинутыми, они свысока смотрят на преданных, которые заняты “менее возвышенными вопросами”, такими как философское опровержение атеизма и придание особого значения распространению книг Шрилы Прабхупады.
Преданным, которые считают, что прямая и бескомпромиссная проповедь не соответствует духу сознания Кришны, не стоит забывать, что Господь Чайтанья мог быть не только нежным, как цветок, но и грозным, как молния.
Постичь, как всемилостивый Господь может быть одновременно и мягким, и грозным, очень трудно, однако “понять эти противоположные качества можно, познав трансцендентную природу Бога и Его замысел”. (Шримад Бхагаватам 11.11.32, комментарий). Проповеднику, следующему по стопам Господа Чайтаньи, нет нужды всегда быть подобным удару молнии, точно также он может и не быть всегда подобным цветку. Его задача — успокоить обеспокоенных и обеспокоить успокоенных.
Тот, кто считает, что преданные должны всегда быть нежными, как роза, и никогда не должны быть грозными, как молния, имеет поверхностное и несбалансированное понимание сознания Кришны. Подобная мягкость, дружелюбие и поддельная вежливость считаются проявлением святости среди тех, кто подвержен влиянию имперсонализма. Тот, кто привязан к подобным сантиментам, будет всегда оставаться неофитом.
Выдавая себя за высокопродвинутых трансценденталистов, такие люди могут обманывать себя и окружающих, однако у них нет никакого представления о том, что значит по-настоящему вручить себя Кришне, более того, они вообще не склонны к этому. Бескомпромиссная проповедь беспокоит их, потому что она наносит удар по их материальным привязанностям. Наслаждаясь славой добродетельного и благопристойного преданного, они боятся, что от общения с решительным проповедником, чьи резкие слова разоблачат их лицемерие, пострадает их репутация. Шрила Прабхупада предупреждает нас о недопустимости подобного ханжеского умонастроения:
«Движимый желанием славы и почета, человек идет на компромисс с непреданными… Это ловушка чувственных наслаждений. Чтобы ввести в заблуждение невинных людей, человек имитирует высокий духовный уровень и начинает слыть садху, махатмой и верующим.
Все это свидетельствует о том, что этот, так называемый преданный, стал жертвой анартх, которые, словно сорняки, проросли в его сердце и заслонили собой росток бхакти-лата-биджы». (Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-лила, 19.160, комментарий)
Преданные, которых смущает прямая, бескомпромиссная проповедь, порой принимают решительно настроенных проповедников за неопытных, разочарованных фанатиков, оказавшихся под влиянием раджогуны. Конечно, мы не должны быть сносящими все на своем пути фанатиками, не имеющими ни знания, ни духовного опыта.
«Зачем быть фанатиком? Если у человека есть мозги, логика, разве может он быть фанатиком? Быть фанатиком — значит быть тупоголовым негодяем». (Утренняя прогулка 12.12.1976, Бомбей)
Следует правильно понимать слово “фанатизм”. Шрила Прабхупада определял фанатизм как проявление религии, лишенной философской основы. “Религия, лишенная философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм…” (Бхагавад-гита 3.3, комментарий) Если преданный обладает духовным опытом и проповедует в соответствии с шастрами, его проповедь, даже если она бескомпромиссна, нельзя назвать фанатизмом.
Фанатиком можно назвать неофита, лишенного проницательности, знания и сострадания. Другая разновидность неофита — сентименталист, которого смущает любая решительная проповедь. Опытный проповедник — не фанатик и не сентименталист, хотя фанатики могут его имитировать, а сентименталисты — упрекать.
Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент книги «Воспоминания о Шриле Прабхупаде»