Путь к духовному пробуждению
Когда мы теряем почву под ногами
Когда мы теряем почву под ногами из-за перемены обстоятельств, это вынуждает нас не только физически приспосабливаться к новым условиям, но и подталкивает к внутреннему процессу очищения. Очищение происходит в период внутренней борьбы—когда преданный теряет почву под ногами и вынужден искать прочную, надежную опору, чтобы жить дальше. Это и есть духовное развитие. Время от времени Кришна ставит в такое положение каждого преданного. Он дает нам возможность пережить внутренний разлад и пройти через испытание, приняв прибежище у Него Самого, у Его святого имени, у вайшнавов и в наставлениях духовного учителя. Он посылает нам трудности и выбивает у нас опору из-под ног единственно для того, чтобы помочь нам выбрать более правильную опору. «Смотрю Я, ты удобно устроился,—говорит Кришна.—Твоя жизнь идет своим чередом, привычная и налаженная. Тебе кажется, что стремиться больше не к чему, и твое сознание Кришны именно такое, каким должно быть—в самый раз. Ладно, посмотрим как ты справишься с этой бедой и так ли уж глубоки твое сознание Кришны, вера в святое имя и духовного учителя, как тебе кажется».
Недавно мне сказали, что одна из моих учениц решила оставить сознание Кришны, потому что я не согласился встретиться с ней. Ее вера была настолько слаба, что после того, как я не смог в нужный ей день назначить встречу, она решила оставить духовный путь.
Кришна испытывает, насколько тверда вера преданного в духовного учителя, потому что до тех пор, пока эта вера не станет полной и безоговорочной, ему будет очень трудно развивать сознание Кришны.
Поскольку духовный путь это цепь последовательных шагов в правильном направлении, а внутреннее развитие связано с испытаниями, мы должны знать, как правильно себя вести, когда они к нам приходят. Если мы находим—действительно находим—прибежище в наставлениях духовного учителя, в святом имени, в общении с вайшнавами, то наша вера укрепляется. Тогда преданный может продвигаться по пути сознания Кришны, вместо того, чтобы стоять на одном месте.
Есть история об одном боксере, которую я услышал, когда еще только присоединился к Движению сознания Кришны. Боксер веса пера (самый легкий вес) готовился к чемпионату, победа в котором много значила в его дальнейшей судьбе. Поэтому он решил подготовиться к нему как следует. Этот боксер тренировался больше и усерднее, а также ел калорийную пищу и принимал протеин. Когда наступил день соревнований, он, полностью уверенный в победе, вышел на ринг—и тут обнаружил, что его противником в поединке будет боксер среднего веса. Дело в том, что тренировки и усиленное питание не прошли даром, и он перешел в другую весовую категорию—из веса пера в категорию среднего веса.
Шрила Прабхупада, рассказывая эту историю, подводил итог: «Точно так же нас обманывает майа». Мы готовимся к умеренным трудностям «веса пера», и думаем, что победа у нас в кармане. «Я совершенствуюсь!»—заявляем мы. Правда, вскоре обнаруживаем, что на ринге нас поджидает более сильный противник, и он уже готов взяться за нас как следует.
Майа посылает нам испытания, которые соответствуют нашему духовному уровню.
Не так ли? В начале духовного пути испытания просты, потому что наша вера слаба. По мере того, как вера становится крепче, испытания становятся тяжелее—и это закономерно, иначе мы не могли бы развиваться. Развитие—движение в правильном направлении. Если бы на нашем пути не было посильных испытаний, мы бы не смогли предаться Кришне. А без этого, о каком развитии может идти речь? Таков уж путь шаранагати—путь, на котором преданный постепенно предается Кришне, чтобы в конце этого пути посвятить себя Кришне полностью, без остатка, отдав Ему всю жизнь, всего себя. Именно такое постепенное духовное развитие необходимо преданному в сознании Кришны. Но будет преданный развиваться или нет, зависит от его собственной веры.
И Кришна, и майа испытывают нас в соответствии с уровнем нашей веры. Однажды в Тегеране на утренней прогулке Шриле Прабхупаде задали вопрос об испытаниях на пути преданного служения, и он сказал, что невозможно стать великим преданным, не пройдя через весьма суровые испытания, которые посылает Кришна.
Е. С. Ниранджана Свами