Путь к духовному пробуждению
Картавья буддхи — чувство долга и ответственности кульминирует в шаранагати
В последнее время, я особенно много размышляю о мотивах своих поступков или, скажем так, поступков, которые считаются «хорошими». Я всегда старалась критически подходить к своим мотивам. В принципе, немного поразмыслив, я всегда могла понять, что мною изначально движет. В связи с этим у меня возник вопрос — считается ли оскверненным мотив, в основе которого лежит чувство долга или желание избежать угрызений совести? Мы постоянно слышим и читаем, что должны быть мотивированы желанием удовлетворить Кришну. Но у меня никогда не было такого мотива. Я либо делала что-то из чувства долга, либо чтобы избежать угрызений совести…
Харе Кришна, Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
— В последнее время, я особенно много размышляю о мотивах своих поступков или, скажем так, поступков, которые считаются «хорошими». Я всегда старалась критически подходить к своим мотивам. В принципе, немного поразмыслив, я всегда могла понять, что мною изначально движет. В связи с этим у меня возник вопрос — считается ли оскверненным мотив, в основе которого лежит чувство долга или желание избежать угрызений совести? Мы постоянно слышим и читаем, что должны быть мотивированы желанием удовлетворить Кришну. Но у меня никогда не было такого мотива. Я либо делала что-то из чувства долга, либо чтобы избежать угрызений совести, либо чтобы просто сделать что-то приятное для людей, к которым я испытываю симпатию, или руководствовалась какими-то тонкими эгоистичными мотивами, иногда состраданием. Но я никогда ничего не делала, чтобы удовлетворить Кришну, потому что для меня это слишком абстрактно. Мне нужен конкретный человек или конкретные люди. Не потому что я считаю Кришну кем-то абстрактным, а потому что я не чувствую с Ним связи.
Мотивация, основанная на чувстве долга в преданном служении, не относится к оскверненным мотивам. Более того, подобная мотивация является хорошим фундаментом для осознанной практики ваидхи бхакти. Дай Бог нашему движению побольше людей с подобной мотивацией.
В первой главе Шри Чайтанья Шикшамриты, Шрила Бхактивинода Тхакура описывает четыре мотивации, побуждающие людей поклоняться Господу:
- Бхая – чувство страха. Когда человек мотивирован чувством страха, он боится перерождения в очередном теле, боится закона кармы и наказания за греховные поступки, боится попасть на адские планеты, и.т.д.
- Аша – надежда. Речь идет о надежде удовлетворить какие-либо материальные желания или амбиции.
- Картавья-буддхи – чувство долга.
- Рага – привязанность или искреннее стремление просто удовлетворить Господа.
Объясняя подробности вышеописанных мотиваций, Шрила Бхактивинода Тхакур отмечает, что истинными служителями Господа, конечно же, являются люди движимые спонтанной привязанностью к Господу. Он утверждает, что люди движимые страхом и материальными желаниями находятся на чрезвычайно низком духовном уровне, и что люди движимые чувством долга гораздо лучше предыдущих двух категорий. Однако, постепенно, по мере того как их разум просветляется, даже люди первых двух категорий оставляют страх и амбиции и их основным мотивом становится картавья-буддхи.
Затем Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что до тех пор пока рага не пробудилась, преданный не должен оставлять своего поклонения Господу основанного на картавья-будхи.
Почему? Потому что, чувство долга, свойственное этому уровню, порождает:
- Видхи-самана – уважение к правилам и предписаниям шастр,
- Авидхи-паритьяга – склонность избегать поведения противоречащему правилам и предписаниям.
И то и другое качество фундаментально важны на уровне ваидхи-бхакти — регулируемого преданного служения, на котором мы сейчас находимся. Благодаря именно этим качествам, мы сможем возвыситься до уровня раги – спонтанного влечения и немотивированного стремления просто удовлетворить Господа своим бескорыстным служением.
Картавья-буддхи или чувство долга буквально переводится как «умонастроение того, что необходимо сделать». Подобное умонастроение зарождает одно из ключевых брахманических качеств – чувство ответственности.
(В качестве ремарки хочу отметить, что люди с качествами шудры, как правило, избегают любой ответственности во имя «свободы» или даже «садханы»… Иногда даже бывалые преданные путают «трансцендентность» с обычной тамогунной безответственностью. Но это предмет отдельного обсуждения).
Коротко рассмотрим необходимость качества ответственности, как залога раги, с трех точек зрения:
1) Вот любопытное определение качества ответственности из свободной энциклопедии:
«Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других. Это личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических и моральных норм на благо себя и окружающих».
2) С Ведической точки зрения чувство ответственности или чувство долга, проявляется также как приверженность дхарме, благодаря которой человек развивает в себе десять благородных качеств (этических и моральных норм на благо себя и окружающих):
«Но те, кто стремятся к Господу принимают принципы дхармы, считая их в качестве морального обоснования чувства долга. Для них великий вайшнав Вайвасвата Ману написал в Шри Ману-самхите (6.92) следующее: «Религию характеризуют следующие десять признаков (принципов):
- дхрити, терпеливость (удовлетворённость);
- умение прощать (способность спокойно переносить плохое обращение со стороны других);
- дама, способность держать себя в руках (умение сохранять равновесие ума даже в неблагоприятных обстоятельствах);
- астея, честность (способность зарабатывать деньги праведными методами, не покушаясь на собственность других);
- шауча, чистоплотность (поддержание внешней и внутренней чистоты);
- индрия-ниграха, контроль чувств (способность удерживать органы чувств от стремления к нежелательным объектам);
- дхи, интеллект (знание шастр);
- видья, мудрость (осознание трансцендентной атмы);
- сатья, правдивость (приверженность Абсолютной Истине);
- акродха, свобода от гнева (способность сохранять душевное равновесие в обстоятельствах, вызывающих раздражение)». (Цитата из 8 главы Джаива Дхармы).
3) С точки зрения практики бхакти, чувство ответственности кульминирует в настроении шаранагати и в способности принимать ответственность за наши отношения с Кришной на себя:
«Суть шаранагати в том, что я перестаю винить Бога или духовного учителя или других преданных в том, что у меня, до сих пор, нет отношений с Кришной. Я принимаю всю вину и всю ответственность на себя – я не смог этого сделать, мне не хватило чего-то. В обычной материальной жизни люди не любят быть ответственными. Поэтому так много обиженных. Обиженный человек – это безответственный человек. Обиженный человек это тот, кто нашел виноватого и решил переложить всю ответственность на него.
Обиженный человек – это человек, который не смог повзрослеть, а зрелость человеческая не зависит от возраста. Человеческая зрелость зависит от одного этого качества, от способности принимать ответственность. Есть маленькие дети, которые способны на себя ответственность принимать. Они взрослее чем переростки, которые так этому и не научились. Очень часто, то же самое мы можем видеть в отношениях с духовным учителем. Когда человек, опять же, пытается переложить всю ответственность на него. Но духовный учитель это тот, кто учит нас принимать ответственность на себя». (Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами).
Так что, пожалуйста, продолжайте культивировать свое преданное служение из чувства долга — картавья-будхи или ваидхи-бхакти, и в подобающее время по милости Гуру, вайшнавов и Шри Кришны, в вашем сердце проявится квалификация для обретения раги — привязанности и искреннего стремление просто удовлетворить Господа.
«Без вайдхи-бхакти невозможно прыгнуть к рага-бхакти…это спонтанное служение Кришне называется рага-бхакти. Рага-бхакти обретается посредством вайдхи-бхакти, в процессе практики. (Шрила Прабхупада, лекция по ШБ Бомбей, 16 января 1975)
— Бывает так, что делая что-то хорошее для человека или организации, я руководствуюсь тем, что мне просто хочется это сделать без каких-либо выгод для себя, но позднее, по мере того как я это делаю или после того как сделаю это, я вдруг начинаю думать следующим образом: «О, да я ведь могу еще и какое-то сукрити заработать». И мне это не очень нравится. Вопрос: является оскверненным изначально бескорыстный мотив, если по ходу к нему присосались такие вот пиявки?
Если изначальный мотив действительно чист и бескорыстен, то он таковым и остается, несмотря на то что ум и эго начинают искать свою выгоду в форме «обретения сукрити», или «прославлений» и «поощрений». Для этого нужно всегда ясно видеть свою цель и, с помощью искренней саморефлексии, нужно научиться быть все время на чеку и внимательно следить за своим духовным состоянием. Подобный навык самоуглубления поможет нам выявить и вовремя отшвырнуть от себя пиявки посторонних мотиваций и, как следствие, возможных оскорблений, не позволяя им отравлять наше изначальное стремление совершать служение во имя служения.
«Вайшнав, идущий путем садхана-бхакти, должен внимательно следить за своим духовным состоянием, оценивая, каким оно было вчера и насколько оно улучшилось сегодня. Если, руководствуясь приведенными выше критериями, вайшнав обнаружит, что за несколько дней не продвинулся в духовной жизни ни на шаг, это значит, что он совершил какое-то оскорбление. Выяснив в чем оно заключается, следует загладить его общением с преданными и избегать в дальнейшем. Преодолеть в себе склонность совершать это оскорбление можно неустанно взращивая в себе преданность Кришне и моля Его о милости». (Шрила Бхактивинод Тхакур. Шри Чайтанья Шикшамрита Глава VІ)
Ваш слуга, Радха Говинда даса