Путь к духовному пробуждению
Какой смысл вайшнавы вкладывают в слово самсара
Первое духовное откровение полученное в общении с вайшнавами — реальное понимание того что на самом деле представляет собой материальный мир… В конце седьмой главы Джайва Дхармы Бхактивинода Тхакур приводит следующее сжатое и в тоже время полное и отрезвляющее резюме того, какой смысл Вайшнавы вкладывают в слово самсара:
«Живое существо является вечным слугой Кришны, но забыв об этом, оно получает материальное тело и, оказавшись во власти гун материальной природы, испытывает мирские радости и страдания. За привилегию наслаждаться плодами своей материальной деятельности живое существо вынуждено носить гирлянду из бесконечной череды рождения, старости и смерти.
Получая то высокое, то низкое рождение и каждый раз отождествляя себя с другим телом, живое существо постоянно сталкивается с новыми обстоятельствами. Голод и жажда побуждают его бренное тело к деятельности. Теряя самое необходимое в этом мире, человек испытывает разнообразные страдания. Его тело поражают всевозможные болезни и недуги.
Частые ссоры с женой и детьми порой доводят его до самоубийства. Алчность подталкивает человека совершать все новые и новые грехи. Караемый законами правительства и оскорбляемый людьми, он вынужден терпеть бесконечные муки.
На каждом шагу человека подстерегают различные несчастья – то ему приходится разлучаться с близкими родственниками, то он теряет богатство, то подвергается нападению грабителей. Когда же становится старым, дети не хотят заботится о нем, и это заставляет его страдать еще больше. Само его дряхлое тело, постоянно извергающее слизь, терзаемое ревматизмом и другими недугами, превращается для него в источник бесконечных страданий.
Наконец он умирает и входит в лоно другой матери, где испытывает нестерпимую боль, а вновь появившись на свет, продолжает страдать, как страдал в предыдущих жизнях. Однако несмотря на все это, пока человек остается в материальном теле, его разум постоянно находится во власти вожделения, гнева, жадности, иллюзии, гордости и зависти. Это и есть самсара, материальное существование.
Теперь я понимаю, что означает это слово. Я вновь и вновь приношу дандават-пранамы Бабаджи Махашае. Воистину, вайшнавы – гуру всего мира. Сегодня по их милости я наконец узнал, что представляет собой этот материальный мир».
Радха Говинда прабху