Путь к духовному пробуждению
Как строить правильно отношения в дружбе?
Вопрос: Как строить правильно отношения в дружбе?
Ответ: Характеристикой дружбы или сакхйа-расы является вишрамба. Вишрамба подразумевает равенство. Без равенства невозможна дружба.
Но равенство, которое существует в духовном мире, или зависимость, которая существует в духовном мире, когда Кришна зависим, Он зависим не только от Шримати Радхарани, Он от Яшоды зависим, Он от многих зависим, но все это все равно строится на каком-то определенном фундаменте. Как например, это тоже можно хорошо понять, если есть правитель какой-то очень могущественный ему хочется дружить и ради этой дружбы он должен, чтобы дружить и чтобы испытывать эту эмоцию дружбы…
Вопрос: Как строить правильно отношения в дружбе?
Ответ: Характеристикой дружбы или сакхйа-расы является вишрамба. Вишрамба подразумевает равенство. Без равенства невозможна дружба.
Но равенство, которое существует в духовном мире, или зависимость, которая существует в духовном мире, когда Кришна зависим, Он зависим не только от Шримати Радхарани, Он от Яшоды зависим, Он от многих зависим, но все это все равно строится на каком-то определенном фундаменте. Как например, это тоже можно хорошо понять, если есть правитель какой-то очень могущественный ему хочется дружить и ради этой дружбы он должен, чтобы дружить и чтобы испытывать эту эмоцию дружбы, он должен поставить себя на один уровень с другом. Но при этом все равно он остается правителем, а друг его остается другом ниже его по положению. В этих конкретных отношениях для того, чтобы получать определенный вкус любви, они обмениваются этим и ради этого они находятся как бы на одном уровне, но по своей сути все равно один остается царем, а другой остается его подданным. Дружба возможна если человек хочет ощутить вкус любви. Если человек не хочет ощутить вкус любви, он будет других подавлять, он будет что-то еще делать. И этот вкус, вкус равенства, невозможно ни с чем сравнить. Поэтому она в принципе возможна, но это не меняет антологического положения людей. Бог остается Богом, живое существо остается живым существом. Для того, чтобы ощутить вкус любви равенства и дружбы они как бы находятся на одном уровне, но это не меняет их антологии. Антологически Бог – Бог, а этот – этот. Как то, что царь с кем-то дружит не принижает его, наоборот, это возвышает его.
Вопрос: А среди людей на земле возможна дружба?
Ответ: Конечно возможна. Среди людей на земле дружба возможна, но все такие отношения в полном смысле этого слова возможны в духовном контексте, когда люди понимают свою истинную природу и свои отношения с Богом. В противном случае всегда будет попытка доминировать, соперничать, эксплуатировать друг друга. Отказаться от этого человек может только если он примет в конце концов свое реальное положение. Тогда она возможна. Она нужна. Конечно дружба это существенная часть нашей жизни. Не слушай Печорина. Печорин был несчастным человеком. Почему Лермонтов эти слова в его уста вложил, именно потому, что он хотел показать до какой степени становится несчастным человек эгоистичный, то есть человек, который в конце концов ориентирован только на свое собственное удовольствие. Он ломает других людей, он неспособен любить. И в результате этого он калечит других людей. Как он больно задевал. Это, собственно, об этом весь роман. И в этом то как раз заключается изначальный изъян души, то, что она думает, что таким образом она станет счастливой, тогда как таким образом она становится только несчастной и делает несчастными других. Чтобы стать счастливой она должна понять кто я есть на самом деле. Я есть маленькая душа, зависимая от Бога.
Бхакти Вигьяна Госвами