Путь к духовному пробуждению
Как совместить уважение и близость в отношениях?
Вопрос: В вопросе вертикали понятно – есть гуру, он старший преданный, чистый преданный, у нас отношение почтения к нему, а вот в равных отношениях, тем более которые занимают 60% общения, как соразмерить и уравновесить понятия, что он есть даса даса анудаса, и, одновременно, я к нему обращаюсь как именно к прабху? Я не хочу, чтобы это слово удешевлялось. Не в обиду матаджи, иногда слышно, что матаджи ставит преданного на место именно этим словом – Прабху! Вроде прабху – это Господин, да? Получается, что не господин, а что-то унижающее что ли, да? Что вроде это мужской какой-то образ и его нужно поставить на место. Вот не в обиду опять же матаджи, но это иногда так бывает. Как вот это соразмерить всё таки утонченно, нежно, что одновременно я к нему обращаюсь, как к Господину, пытаюсь ему служить, но одновременно он тоже – даса даса анудаса, вот это, пожалуйста, объясните. Спасибо.
Ответ: В отношениях с равными должно присутствовать чувство братства, т.е. мы обнимаем преданных очень так с чувством, как дорогих для нас людей и при это мы им кланяемся также. Т.е. равные должны и поклоны друг другу приносить и обнимать. Гуру своего Вы же не полезете обнимать, правильно? Ну я надеюсь, по крайней мере. Мы ему только кланяемся, а равных мы обнимаем, вот в этом разница. Поэтому в отношениях с равными должно быть и то и другое, должно быть вот это притти, т.е. чувство родства, близости, дружеское такое. И в то же самое время, должен быть элемент почтения.
Если уважения нет, то эти отношения вырождаются, начинается панибратство. И, с другой стороны, если нет духа братства, если нет вот этой дружбы, то отношения с равными становятся лицемерными. Там появляются политика какая-то, формализм. Обязательно должны быть эти две вещи. Должны обнимать преданных, преданные должны друг друга с чувством обнимать, не так, что сейчас я тебя обниму с чувством, наигранно так, нет. Просто мы преданных обнимаем и при этом нужно почувствовать вот этот момент как бы единения – это как внутри должно быть сердце к сердцу, но при этом выражаем почтение также. Тогда будут очень здоровые отношения.
Е. С. Бхактиведанта Садху Свами,
3 лекция из цикла «Гуру и ученик», 2012 г.