Путь к духовному пробуждению
Как проявляется карма?
Когда человек совершает какой-то поступок, он получает какой-то результат. А также этот поступок влияет и на его желания, которые будут его вдохновлять что-то делать в будущем. Последствия в форме событий и в форме желаний, которые будут появляться в нашем сознании в будущем, и называются словом «судьба».
Есть такое поэтичное сравнение: судьба подобна виноградной грозди, в которой содержатся последствия наших поступков за много-много рождений. Эта судьба, эта карма называется словом «апрарабдха», «непроявленная», – это значит, что ее не видно. Мириады реакций, накопленные за множество жизней, в этой жизни никак не проявляются. Апрарабдха-карма – непроявленная карма.
Но из этой виноградной грозди берут одну виноградину. Эта виноградина – что-то вроде пакета с событиями и желаниями. Душа приходит в этот мир, и ей дают одну виноградину на жизнь. И это называется на санскрите «прарабдха-карма» – то, что с человеком случится в этой жизни. Все его радости, горести, желания, приключения есть в этой виноградине. И когда человек начинает откусывать её, это называется «рождение», а когда доедает, это называется «смерть». И потом следующая виноградина.
Набор реакций и желаний – прарабдха-карма – предначертан человеку судьбой при рождении. Её можно увидеть, сделав гороскоп. Она не приходит вся сразу, в одно мгновение. Если на человека при рождении сразу упадёт вся его карма на эту жизнь, она его просто расплющит, он сразу умрёт. Когда карма исчерпана, то приходит конец этой жизни. Поэтому она приходит к человеку постепенно, и сначала в форме желаний. За всем этим есть некий «будильник», механизм, который называется «время». Время приносит желания и результаты наших поступков.
Представим себе человека, которому суждено стать генералом. Когда он родился, у него ещё нет этого желания. У него ведущее желание – покушать. Или он сразу и дом хочет, и генералом быть, и погоны, и пенсию? Нет. И вот те желания, которые сейчас пока не видны, но придут в этой жизни, называются «кутам» – семечко. Ползает этот маленький младенец, а семечко его будущих желаний в нем уже есть. Недавно мне прислали фотографии детства Гитлера и Сталина. Это были обычные карапузы – ну кто бы мог подумать? В них даже и не вместится это желание. Но оно есть, пока как семечка.
Когда это желание начинает проявляться, это называется «биджам» – росток. Человек ещё не говорит: «Хочу быть императором земного шара», но что-то такое проявляется, что хочется показать всем, но ещё непонятно, что именно. Иногда мы что-то делаем, например, сидим на лекции, и нам вдруг становится скучно. Почему? Потому что появились другие, более интересные желания, на которые отвлеклось внимание. И непонятно пока, какие это желания, они ещё не сформировались, но чего-то хочется – биджам.
И затем желание уже ярко проявляется в нашем сознании, прояснилось: всё, хочу – допустим, холодного мороженого. Желание полностью проявлено, и оно говорит: «Давай мороженое». И у вас появляется выбор: мороженое или лекция? Так, лекция, интересно, но жарко, а там мороженое. И какое желание сильней, то и победило. Есть ещё разум, конечно, который помогает нам сделать выбор в соответствии с ценностями, которые в него помещены.
Это то, как развивается карма в форме желаний, и в гороскопе видно, в какой период какие склонности будут проявляться у человека.
Второе – это развитие кармы в форме событий. У нашего младенца погон пока не видно, но это всё будет. События, которые будут в этой жизни, но пока ещё не видны, тоже называются «кутам». В гороскопе написано: проживёт столько-то лет, будет такое-то образование, столько денег, такая популярность… Это всё с рождением уже понятно, входит в комплект.
Когда это событие уже вот-вот должно случиться, это называют словом «биджам». Это то, что проявляется в форме примет или предвестников, которые говорят о том, что скоро случится какое-то событие. Люди ведической культуры очень хорошо исследовали эту тему и составили целые трактаты – «Шакуни-шастры».
Зачем эти приметы? Чтобы благодаря предупреждению человек мог что-то сделать. Так как карма у нас всё-таки не фатальная, мы можем на неё повлиять: «Знал бы, где упаду, подстелил бы соломку». И когда события подлетают в форме биджам, они предупреждают о своем прибытии как какие-то небольшие события, по которым можно понять, что скоро начнётся.
И соответственно, когда событие уже пришло в нашу жизнь, это называется словом «пхалам-мукхам». «Пхалам» – это плод, «мукхам» – лицо. То есть когда человек уже ест мороженое. Тому малышу, уже выросшему и уже давно работающему военным, приснилось, что завтра выйдет приказ и он станет генералом – биджам, и на следующий день дают этот приказ, цепляют погоны – пхалам-мукхам, событие пришло. Вот так постепенно реакции приходят в жизнь человека. И с самого начала это всё уже предопределено.
Ватсала прабху