Прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует

Вопрос: Как быть терпимым, снисходительным к ученикам других учителей и как сотрудничать?

Е. С. Бхакти Викаша Свами: Как быть терпимым, терпеливым к другим в обществе — это важный вопрос. Иначе и общества не будет, иначе мы по одиночке будем. Прежде чем развивать терпение, мы должны узнать, что означает терпение. Должны ли мы терпеть убийства? Должны ли мы терпеть насилие? Это радикальные примеры. Но ответ очевиден: такое мы не должны терпеть, если живем в цивилизованном обществе.

Подобным образом и в обществе вайшнавов есть то, что следует терпеть, и то, что терпеть не следует. Непонимание этого может вызывать множество проблем в обществе преданных. Например, если кто-то оскорбляет Шрилу Прабхупаду и мы терпим это, чтобы быть терпимыми, терпеливыми, то это осквернит всю атмосферу общества преданных. Поэтому, прежде чем спрашивать — как быть терпимым, надо понять — что терпеть, а что терпеть не следует. Среди преданных есть разные точки зрения о том, где провести эту демаркационную линию, и это может вести к раздорам. В некоторых случаях можно сделать такой выбор — уважать преданных, но не общаться с ними близко. [Махарадж уточняет значение термина «идиосинкразия» по просьбе переводчика] А так если у человека есть какие-то характерные особенности, которые не наносят вреда, просто внешние или внутренние особенности этого человека, то из этого не надо делать какую-то большую историю. Также может быть, что до какого-то момента вы терпите, а потом вам захочется что-то сказать. Приведу грубый пример. Какой-то преданный в туалете опорожнил кишечник и не убрал за собой. Вы заходите в туалет и видите это — испражнения повсюду. Можно сказать: «Прабху, было бы хорошо убирать за собой. Конечно, я непреданный, но преданные приходят сюда и не стоит им сталкиваться со всем этим».

Преданный: [не слышно]

Апарадха по отношению к этому преданному? С его точки зрения? Имелось в виду, что, может быть, преданный не специально это делает, просто у него так устроено тело. То есть идиосинкразия — характерные особенности. Преданный как-то так устроен. Тогда вы можете сказать ему: «В следующий раз, когда пойдете в туалет, скажите мне, и я уберу за вами».

Преданный: [не слышно]

Переводчик: Он согласен.

Человеческая психология — это очень запутанная штука. Как все это разрулить? Есть психологи здесь? Да, есть. Ананга Манджари — бывший психолог. [Переводчику:] И ты психолог?!

Переводчик: Да.

О!!! Я не знал, что он психолог! Это опасные люди. Когда они смотрят на вас, они всё анализируют, рассчитывают. Если они увидят, что вы головой повернули вот так, то сразу думают: «Да, это потому что в детстве у него были такие-то ситуации».

Есть ли еще вопросы? Я прошу прощения, не хочу быть нетерпимым к психологам. Это просто моя идиосинкразия, характерная особенность, что я не очень-то терпим к психологам. Может быть, вы могли бы дать мне какой-то психологический совет — как мне преодолеть эту склонность? Или, может быть, вы просто будете терпимыми ко мне? [Смех] Потому что не надо быть психологом, чтобы понять, что очень трудно изменить пожилого человека. Поэтому у меня есть оправдание — я уже старый, а старым людям многое сходит с рук. Теперь я действительно могу быть фанатиком [смех]. Следующий вопрос. <…>