Путь к духовному пробуждению
Историческая роль Шрилы Прабхупады
"Прежде всего позвольте мне принести смиренные, почтительные поклоны лотосным стопам моего духовного учителя, Его Божественной Mилости Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде. Однажды в 1935 году, когда Его Божественная Mилость жил неподалеку от Радха-кунды, я приехал из Бомбея, чтобы увидеться с ним.
В тот раз он дал мне много важных наставлений, касающихся строительства храмов и издания книг. Он лично сказал мне, что издавать книги важнее чем строить храмы. Долгие годы эти наставления так и оставались в моем уме. В 1944 я начал издавать журнал Обратно к Богу, а в 1958 в Дели, оставив семейную жизнь, я взялся за издание Шримад-Бхагаватам. Когда три части Шримад-Бхагаватам были опубликованы в Индии, я отправился в Соединенные Штаты Америки. Это было 13 августа 1965 года. Следуя совету моего духовного учителя, Я не прекращаю своих усилий, направленных на издание книг. В этом 1976 году я закончил седьмую Песнь "Шримад-Бхагаватам" и краткое изложение десятой Песни, которое уже опубликовано под заголовком "Кришна, Верховная Личность Бога". А восьмую Песнь, девятую, десятую, одиннадцатую и двенадцатую еще только предстоит издать. Поэтому я молю своего духовного учителя, чтобы он дал мне силы для завершения этой работы. Я — ни великий ученый, ни великий преданный; я всего лишь смиренный слуга своего духовного учителя и изо всех сил пытаюсь удовлетворить его, печатая эти книги с помощью моих американских учеников. К счастью, ученые во всем мире дают высокую оценку этим изданиям. Давайте же совместными усилиями издавать все больше и больше томов "Шримад-Бхагаватам", чтобы доставить удовольствие Его Божественной Mилости Бхактисиддханте Сарасвати Tхакуру".
Так начинается вступление к первой главе восьмой песни "Шримад-Бхагаватам" в переводе Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), человека, которому суждено было войти в историю как "ачарья-основатель Международного Общества сознания Кришны". Впервые в истории человечества древняя наука бхакти, любовного преданного служения Шри Кришне, Верховному Господу, покинула родные просторы Бхарата-варши (так по сей день индийцы называют свою родину) и нашла путь к сердцам людей, далеких как от самого понятия бхакти, так и от культуры, неразрывно с ней связанной. Шрила Прабхупада, как его с любовью называли ученики, познакомил западный мир и с тем, и с другим. Он подарил нам сокровище священных книг, связанных с Кришной и Его словами, а также пересадил элементы экзотической, но почему-то до боли знакомой культуры в непростую, подчас неплодородную почву западного мировоззрения. Этот духовный подвиг (как впрочем и поведено в нашей культуре — "Нет пророков в своем отечестве") человечество оценит лишь в будущем. Тем не менее, книги о жизни и учении Его Божественной Милости доступны нам уже сейчас. Исторические предпосылки не сыграли решающую роль в успехе его проповеди.
Духовный учитель Шрилы Прабхупады, Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, еще в тридцатые годы двадцатого столетия посылал несколько своих учеников в Англию, чтобы те проповедовали учение бхакти аристократам и ученым. Попытки эти не увенчались успехом. За исключением нескольких искренних душ, никто не принял всерьез тайное учение Вед, которое гласит, что совершенство жизни заключается в бескорыстном преданном служении Личности Бога, Шри Кришне. Слишком непосильными оказались принципы, которым предполагалось следовать ради успеха на этом пути. Когда один лорд узнал, что ему придется ради любви к Богу отказаться от мяса, вина и распутства, он воскликнул: "Ради чего же тогда жить???".
В 1935 году Бхактисиддханта Сарсвати написал Шриле Прабхупаде письмо, в котором просил его проповедовать на английском. Тридцать долгих лет потребовалось Абхаю Чарану Де (так звали Шрилу Прабхупаду до принятия им отреченного образа жизни), чтобы исполнить наставление своего гуру. Это были непростые и подчас страшные годы в истории человечества. Вторая мировая война, атомный ужас Хиросимы, ядерная угроза, голод в Индии и Африке, отчаяние молодежи, которая больше не желала делить восторг своих родителей по поводу "светлого будущего" и становилась хиппи. Подлинная духовная культура исчезала, подменяясь псевдо-духовным суррогатом из мешанины всевозможных философий и учений, в том числе и индийского производства. Прогресс технологий лишь усилил отчуждение людей друг от друга, а изобретение телевизора сделало человека заложником "голубого экрана". Как же необычно было увидеть на этом фоне человека, который "словно добрый джинн", явился перед западным миром в традиционных одеждах индийского монаха-санньяси.
Человека, который нигде и никогда не изменял своим принципам, который смело бросал вызов атеистам и ученым, который никогда не приспосабливал вечное учение Вед под новомодные веяния и был любящим отцом для своих учеников (к моменту ухода Шрилы Прабхупады из этого мира у него было свыше 5000 учеников). Из этих описаний кто-то может составить представление о Шриле Прабхупаде, как о неком супермене, который каким-то удивительным образом покорил мир и заставил слушателей (неискушенных подчас в философии и теологии) уверовать в Кришну. Заглянув, однако, в сердце Шрилы Прабхупады, мы поймем, что залогом его небывалого успеха было его смирение и сострадание к нам, людям запада, предавших даже свои духовные корни. Шрила Прабхупада не учил индуизму, как может показаться на первый взгляд. Он напомнил нам, что цель человеческой жизни заключается не в погоне за призрачными материальными наслаждениями, а в достижении вечной, исполненной блажества и знания жизни. Такая жизнь, как утверждают все священные писания мира, не только Веды, возможна лишь в общении с Богом, в любви к Богу. И Шрила Прабхупада явил на своем примере высочайшую стадию развития такой любви — стадию безоглядной, бескорыстной любви к самому сокровенному образу Бога, образу Шри Кришны.
В сентябре 1965 года, подплывая на индийском грузовом судне "Джаладутта" к берегам Америки, Шрила Прабхупада сделал следующую запись в своем дневнике(перевод с бенгали): «О братья, истинно говорю вам: Верховный Господь Кришна пошлет вам удачу только тогда, когда вами будет довольна Шримати Радхарани».
«Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень дорог Господу Гауранге, сыну Шачидеви, нет никого, кто был бы равен ему в преданном служении Верховному Господу Шри Кршине. Он – тот великий и святой духовный учитель, который дарует людям всего мира глубокую преданность Кришне».
«Силою его горячего желания святое имя Господа Гауранги станет известно всему западному миру. В деревнях, в больших и маленьких городах, на океанах и морях, на больших и малых реках – везде будут петь святое имя Кришны».
«Когда Шри Чайтанья Махапрабху покорит Своей безграничной милостью все стороны света, потоки трансцендентного экстаза зальют землю. Когда же все грешные и несчастные живые существа обретут счастье, сбудется мечта вайшнавов».
«Хотя мой Гуру Махараджа возложил на меня эту миссию, я совершенно недостоин этого и не способен исполнить ее. Я падший и никчемный человек. Поэтому, о Господь, я молю Тебя о милости: даруй мне способность исполнить эту миссию. Только Ты можешь помочь мне, ибо нет никого мудрее и искуснее Тебя».
«Тот, кого Ты наделишь Своей силой, добьется полного успеха в жизни, ибо, служа духовному учителю, он постигнет Абсолютную Истину. Тот же, кто получит доступ к этому служению, исполнится счастья и, если ему улыбнется удача, обретет возможность общаться с Тобой».
(следующие слова – цитата из «Шримад-Бхагаватам» 7.9.28, где прославленный преданный Прахлада Махараджа обращается к Господу Нарасимхадеве):
«О мой Господь, о Верховная Личность Бога, лелея в сердце материальные желания, которые приходили одно за другим, я шел той же дорогой, что и все, с каждым шагом приближаясь к невидимой яме, полной змей. Но Твой слуга Нарада Муни милостиво сделал меня своим учеником и научил тому, как достичь трансцендентного уровня. Поэтому служение ему я считаю своим первейшим долгом. Как же я могу оставить это служение?»
(далее – слова самого Шрилы Прабхупады):
«О Господь Кришна, ты мой вечный спутник. Забыв Тебя, я жизнь за жизнью страдал под ударами майи. Но если сегодня мне доведется вновь встретиться с Тобой, я уже не покину Тебя».
«Дорогой друг, рядом с Тобой я буду вновь несказанно счастлив. Ранним утром я буду бродить по полям и пастбищам, бегать и резвиться в лесах Враджа и, впав в духовный экстаз, кататься по земле. О, когда же наступит этот день?»
«Такие мысли посетили меня сегодня, и не было ничего чудесней этого. Охваченный глубокой тоской, я взываю к Тебе. Я Твой вечный слуга, и потому я так жажду Твоего общества. О Господь Кришна, Ты – единственный путь к успеху».
17 сентября 1965 года Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада прибыл в Бостон, неся в сердце указание своего духовного учителя проповедовать учение Шри Чайтаньи за пределами Индии, распространяя его по всему миру. Увидев мрачные очертания небоскребов Бостона, он понял, как трудно будет исполнить эту миссию, и его охватило сострадание к лишенным веры в Бога людям Запада. На следующий день он написал молитву на бенгали, в которой он смиренно молит Кришну о спасении всех падших душ:
«Мой дорогой Господь Кришна, Ты необыкновенно милостив к этой никчемной душе, но я не знаю, зачем Ты привел меня сюда. Теперь Ты можешь делать со мной все, что пожелаешь».
«Я догадываюсь, однако, что здесь у Тебя есть какое-то дело, иначе зачем бы Ты привел меня в это ужасное место?»
«Большинство живущих здесь людей находится в плену материальных гунн невежества и страсти. Поглощенные материальной деятельностью, они считают себя очень счастливыми. Они вполне довольны своей жизнью и потому равнодушны к трансцендентному посланию Васудевы. Я не уверен, смогут ли они понять его».
«Но я знаю, что по Твоей беспричинной милости и невозможное возможно, ибо Ты – самый искусный мистик».
«Смогут ли они ощутить сладость преданного служения? О Господь, я уповаю только на Твою милость и молю Тебя помочь мне убедить этих людей в истинности Твоего учения».
«По Твоей воле все живые существа оказались во власти иллюзорной энергии, и по Твоей же воле, если Тебе будет угодно, они смогут освободиться от оков иллюзии».
«Прошу Тебя, спаси их. Они смогут понять Твое послание только в том случае, если Ты пожелаешь даровать им освобождение».
«Слова «Шримад-Бхагаватам» — это Твое воплощение, и благодаря постоянному и смиренному слушанию «Бхагаватам» любой здравомыслящий человек сможет понять Твое послание».
«В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17-21) говорится: «Шри Кришна, Личность Бога – Параматма (Сверхдуша), находящаяся в сердце каждого живого существа, и благодетель искреннего преданного, — очищает сердце преданного от желания материальных наслаждений, когда в том развивается вкус к слушанию Его посланий, которые праведны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют. Регулярно слушая «Бхагаватам» и служа чистому преданному, человек почти полностью избавляется от всего, что тревожит сердце, и тогда любовное служение всеславному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым. Как только в сердце человека воцаряется любовное служение, гуна страсти (раджас) и гуна невежества (тамас) перестают оказывать на него влияние, а похоть и желания (кама) уходят из его сердца. Тогда он утверждается в благости и обретает счастье. Так, утвердившись в гунне благости, преданный, оживленный любовным служением Господу, прекращает материальное общение, достигает освобождения (мукти) и обретает научное знание о Личности Бога. Так разрубается узел в сердце, и все опасения уходят прочь. Цепь деяний, совершаемых ради их плодов (карма), обрывается, когда человек приходит к пониманию, что господином является Душа».
«Он избавится от влияния гунн невежества и страсти, и все неблагоприятное, таящееся в глубине его сердца, исчезнет безвозвратно.
Как же мне донести до них учение сознания Кришны? Я неудачливый, никчемный и падший человек. Поэтому я прошу Твоего благословения, — только с Твоего благословения я смогу убедить их, сам же я не в силах справиться с этой задачей».
«Так или иначе, о Господь, Ты привел меня сюда, чтобы я рассказал о Тебе этим людям. И теперь, мой Господь, только от Тебя зависит, чем закончится эта попытка – успехом или неудачей. На все Твоя воля».
«О духовный учитель всех миров! Я могу только повторять Твое послание. Сделай же, если Ты того желаешь, так, чтобы они поняли меня».
«Только по Твоей беспричинной милости мои слова обретут чистоту. Я уверен, что, проникнув в сердца людей, это трансцендентное послание наполнит их радостью, и люди избавятся от всех своих бед и страданий».
«О Господь, я – марионетка в Твоих руках. И раз уж Ты привел меня сюда танцевать, так заставь, заставь меня танцевать, о Господь, заставь меня танцевать, как Ты этого хочешь». У меня нет ни преданности, ни знаний, но я твердо верю в святое имя Кришны. Меня назвали Бхактиведантой, и теперь, если пожелаешь, Ты поможешь мне оправдать истинный смысл этого имени».
Когда Шрила Прабхупада сошел на бостонский пирс, у него было всего лишь сундук с переводами первой песни «Шримад-Бхагаватам» и несколько долларов. Через год, пройдя через многочисленные трудности, он основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). К тому моменту, как он, 14 ноября 1977 года, покинул этот мир, общество, основанное им, выросло во всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста ашрамов (монастырей), школ, храмов, институтов и сельскохозяйственных общин.
Самое важное из всего сделанного Шрилой Прабхупадой – это его книги. Его труды на сегодняшний день переведены более чем на 70 языков мира. Самыми известными из них являются переводы и комментарии «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам», а также «Шри Чайтанья-чаритамриты», биографии Шри Чайтаньи Махапрабху, воплощения Кришны в нашу эпоху.
Вот что пишет в своей книге «Джай Шрила Прабхупада» его ученик, Е.С.Бхакти Викаша Свами:
«Несомненно, в Индии было много вайшнавов, обладающих преданностью, ученостью и отрешенностью. Тем не менее только Шрила Прабхупада был достаточно компетентен, чтобы распространить сознание Кришны по всему миру. Чтобы попытаться распространить сознание Кришны за пределами Индии, требовалась непоколебимая вера в наставления Господа Чайтаньи, указания своего духовного учителя и силу святого имени Кришны. Он один имел такую веру. Только он был настолько сострадательным и обладал таким видением, что принес послание Господа Чайтаньи тем, кто наиболее нуждался в нем. Лишь только близкий преданный Кришны способен на такое. Благодаря своим непревзойденным достижениям, Шрила Прабхупада занимает уникальное положение в истории вайшнавской традиции.
Шрила Прабхупада был уполномочен распространить сознание Кришны в той простой и практичной форме, которую смогли бы принять современные люди. Не внося в философию сознания Кришны никаких изменений, он сделал так, что ее эзотерические истины стали доступными для понимания как ученого, так и человека неискушенного. Такие преданные прошлого, как Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нароттама Даса, Шриниваса Ачарья, Шьямананда Прабху и другие, несли людям милость Кришны. Все эти вайшнавы были влиятельными проповедниками. Многих людей привели они к сознанию Кришны. Однако то, что совершил Шрила Прабхупада, не имеет аналогов. Никто и никогда не распространял милость Кришны в таких масштабах среди тех, кто так глубоко увяз в сетях майи, иллюзии. Из всех бесчисленных и непревзойденных совершенств Кришны величайшим является Его сострадание к обусловленным душам, и Шрила Прабхупада — ярчайшее проявление этого сострадания.
Проповедуя в устной и письменной форме, все ачарьи прошлого старались утвердить верховенство сознания Кришны. Это происходило в Индии, где ведическая культура и знание шастр представляют собой древнюю традицию. В отличие от них, Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны там, где никто не слышал о Ведах и уж конечно не придерживался данных в них указаний. Благодаря своим выдающимся достижениям, Шрила Прабхупада занимает уникальное положение даже среди величайших ачарьев прошлого. Конечно, сам Шрила Прабхупада всегда считал себя их слугой. Его служение им заключалось не только в том, чтобы донести до людей слова предыдущих учителей. Своей безупречностью и бескомпромиссностью он должен был доказать истинность этих слов. Каждый шаг Шрилы Прабхупады освобождал наш мир от последствий миллиардов грехов. В каждом его взгляде и движении было наставление. Каждый атом его тела был пронизан энергией Радхи и Кришны, направленной на то, чтобы пробудить любовь к Ним в других.
Шрилу Прабхупаду знают прежде всего как того, кто распространил сознание Кришны по всему миру. Теперь нас уже почти не удивляет, что преданных можно встретить в Америке, России, Японии, Африке и по всему миру. Но не забывайте, что совсем недавно трудно было представить себе, чтобы кто-либо кроме индийцев смог принять традиционную ведическую культуру с предписаниями, которые запрещают употреблять даже чай. Невозможно было вообразить, чтобы Гаудия-вайшнавизм вышел за рамки культурной традиции, распространенной на сравнительно небольшой территории: Бенгалия, Орисса и Вриндаван. Сегодня движение Харе Кришна — утвердившаяся религиозная организация. Жители Запада и многие другие, родившиеся за пределами Индии, воспевают Харе Кришна и проповедуют послание "Бхагавад-гиты" с убежденностью и энтузиазмом, какие редко встретишь даже у вайшнавов Индии. Неужели такое возможно? Чья это заслуга? Одного пожилого свами невысокого роста, который, впервые ступив на американский берег в Бостоне, даже не знал, куда ему идти. Имея при себе лишь сорок рупий и ящик с книгами, Шрила Прабхупада основал международное движение, которое сейчас насчитывает сотни храмов, ферм, учебных заведений и публикует многочисленные тома книг на многих языках мира. Он прибыл в Америку на склоне дней, но за двенадцать последующих лет благодаря ему слова "Харе Кришна" стали известны миллионам. Высокий стандарт чистоты и самоотверженности, который он жаждал видеть и в своих учениках, свидетельствует о том, что он был истинным духовным учителем, не желающим поступаться духовными принципами ради привлечения большого числа дешевых поклонников.
То, чего достиг Шрила Прабхупада, не случается само собой. На такие достижения способен лишь тот, кто обладает необыкновенной решимостью, чистотой, верой, терпением и, безусловно, любовью. Не имея любви к окружающим, невозможно распространить послание любви. Люди на западе были очарованы Прабхупадой, подобно тому как пятьсот лет назад жители Бенгалии были очарованы трансцендентными качествами Господа Чайтаньи. Шрила Прабхупада приехал в Америку не за достижениями научно-технического прогресса, он прибыл туда, чтобы дать жителям Запада то, в чем они нуждались больше всего». Любовь к Богу дремлет в сердце каждого живого существа. Если бы не Шрила Прабхупада, человечество никогда не удовлетворило бы свою самую насущную потребность — потребность любить Бога и быть любимым Им.
По материалам www.krishna.ru