Гнев — это ваш личный опыт

В определенном смысле гнева как такового не существует. Это умонастроение, которое мы выбираем для себя. Гнев нельзя пощупать, понюхать, увидеть, нарисовать. Это то, что не существует. Это наше собственное творение. Это то, как мы реагируем на действия, на слова. Например, вам могут сказать: «Матаджи, на вас кошмарно надето сари, или прабху, ваше дхоти просто смехотворно!» Вы можете разгневаться в ответ или просто поправить сари или дхоти, или вы можете попросить того человека, который сказал это, помочь поправить сари или дхоти. Человек гневается, если принимает подобное умонастроение. Но каждый из нас может не принимать это умонастроение, мы совсем не обязаны делать это. Мы можем стараться понять, чем нам пытаются помочь.

Гнев очень сильно связан с камой и аханкарой. Вожделение делает нас очень эгоистичными, а аханкара погружает в иллюзию. Когда Деваки находилась в заключении, и Камса убивал ее детей, в писаниях сказано, что все эти дети были кама, кродха, лобха. Ачарии объясняют, что эти дети олицетворяют недостатки, которые должны быть уничтожены, прежде чем родится Кришна. И если мы находимся под влиянием вожделения, гнева, жадности, то Кришна не может проявиться в нашем сознании полностью.

Е. С. Бхакти Тиртха Свами