Путь к духовному пробуждению
Гнев — откуда берется и что с ним делать
Вопрос: Какова природа гнева? Возможно ли для человека в принципе не испытывать гнев? Как правильно поступать и что делать с гневом, когда он приходит, чтобы не приносить беспокойств другим (тем, кто явился катализатором в проявлении гнева) и не страдать самому от подавленного гнева, а также свои поведением и мышлением в данной ситуации удовлетворить Господа?
Ответ: Спасибо за вопрос.
Природа гнева духовна. Гнев присущ душе. Изначально гнев чист и существует всегда, как одно из проявлений трансцендентных вкусов/расы. В духовном мире гнев приносит наслаждение, увеличивает наслаждение, расширяет игры Кришны. Гнев — это одно из духовных проявлений бесконечно разнообразного мира Голоки. И, конечно, главная причина гнева — это Кришна. Собственно Кришна главный во всем. Кришна боится гнева мамы Яшоды, так йога-майа побуждает Его менять Свое поведение. Где Он мог идти спокойно, Ему приходится красться, где мог говорить спокойно, Ему нужно очень внимательно подбирать слова, лишь бы не попасть под этот гнев. Так наслаждение увеличивается.
Вот пример из 33-ей главы «Нектара преданности»: Увидев на шее Кришны драгоценное ожерелье, Джатила, мать Абхиманйу, сразу поняла, что его подарила Кришне Радхарани. Ее охватило негодование, и она нахмурила брови, тем самым проявив гнев в экстатической любви.
В материальном мире гнев возникает от неудовлетворенного вожделения, об этом Кришна говорит в третьей главе Бхагавад-Гиты. Я чего-то очень сильно хочу, желание разрывает меня на части, я пытаюсь получить то, что хочу и если не получаю, то возникает гнев. Этот гнев разрушителен. В гневе неудовлетворенного вожделения человек может разрушить всю свою жизнь. В 16 главе 21 стихе Кришна называет гнев одним из трех врат ведущих в ад.
Гнев бывает в разных гунах. Гнев, направленный против невежества — это проповедь. Это то, что нужно. Это очень хороший способ занять гнев. Преобразив гнев в аргументативную стройную речь, мы сможем занять эту эмоцию в служении Кришне. Если человек гневается бесконтрольно, то так он растрачивает свое могущество. Его гнев только раздражает, в нем нет силы. Но если человек контролирует гнев, проявляет разум, сострадание, терпение к другим и иногда проявляет гнев, то такой гнев могущественен. Такой гнев может изменить общество, перенаправить лавину невежества. Ученик боится гнева Духовного учителя, боится сделать что-то, что разгневает его. С другой стороны, Духовный учитель гневается там, где это уместно, он контролирует свои чувства. Нужно добраться до нектара, заинтересоваться Кришной глубже, нужно счастье, а для этого нужно ваше сильное желание. Получив нектар вы не будете держаться за «подавленный» гнев. Забудете и все. Хорошо же.
Когда мы испытываем гнев и этот гнев только раздражает других, то нужно молчать. Если мы гневаемся и причиняем боль, люди теряют энтузиазм, то нужно молчать. Если мы обидели кого-то своим гневом, нужно извиниться. Если кто-то не понимает наш гнев и от этого мы гневаемся еще больше, то это не хорошо. Нужно остановиться и признать свою ошибку. Нельзя пьянеть гневом. Это очень опасно.
Используйте свой гнев, в распространении духовного знания, которое дал нам Прекрасный Господь Кришна и вы станете Его самым дорогим слугой. Пример Шрилы Прабхупады и Духовного учителя — лучший ориентир в этом вопросе.
Ваш слуга, Нитай Мангала дас