Путь к духовному пробуждению
Где начинается духовная жизнь
Иногда тебе дают испытание, чтобы проверить твою решимость. Прошел с успехом тест — обучение будет быстрым.
Начало моей духовной жизни не было простым. Я уже жил в лондонском храме, как вдруг мое прошлое, подобно танцующему богу разрушений, вторглось в мою жизнь: мой дедушка, умирая, просил меня вернуться к мирской жизни и хотел, чтобы я пообещал ему это. Пришла старая подружка, и все друзья, родители, родственники отговаривали меня, и, что самое ужасное, мои материальные желания, подкрепившись атмосферой Лондона, этого международного культурного центра, измучили мой ум. Сюда добавилась чуждая храмовая жизнь — простота и аскетичность, чужие правила и непонятные церемонии, общие спальни и все эти новые идеи, которые удручали и раздражали меня, с моими старыми представлениями о жизни.
И вот, в самый разгар моей этой «снежной бури событий», приехал Шрила Прабхупада. Как ждал я мира и покоя от встречи с ним и, как выяснилось, ждал не напрасно, хотя и пришли они совсем не оттуда, откуда я их ждал.
В конце одной лекции я задал Шриле Прабхупаде вопрос. Вопрос был о причине материального существования: «Если Кришна — причина, то как же объяснить, что на свете столько зла?»
Ответ Шрилы Прабхупады был неожиданным: «Не Бог создал материальный мир — это ты его создал!» Все оглушительно засмеялись.
«Живое существо само несёт ответственность и не должно ни при каких обстоятельствах искать виноватых» — добавил он. Его речь была строгой, он проверял меня. Этим ответом, смысл которого я понял много позже, он избегал меня, и я в первую минуту почувствовал себя всеми покинутым. Мой гуру выставляется меня на посмешище, да еще и делает мне выговор.
Первая реакция была: «Собирай чемоданы!», но потом ум прояснился, и я понял — Шрила Прабхупада проверял меня и одновременно давал понять, всё яснее и яснее, что настоящая духовная жизнь и духовный разум начинаются за колючей проволокой границ ложного эго».
Шрила Шачинандана Свами, «Путь великих прощаний», гл. 3.