Если мы будем откровенными с самими собой

Мы можем использовать эти примеры для того, чтобы проанализировать собственные мотивы и поступки. Например, если мы постоянно испытываем разочарование и неудовлетворенность собственной жизнью, если мы постоянно стремимся к чему-то и не можем обрести желаемое, можно сделать вывод, что мы находимся под влиянием гуны страсти. Если мы будем откровенными с самими собой, то обнаружим, что практически вся наша повседневная жизнь вращается вокруг собственного прославления и чувственного наслаждения.

Подобным образом, если мы обнаруживаем себя в состоянии пронзительной безнадежности, уверенные в несправедливости этой жизни, насылающей на нас бесконечные страдания и неудачи, то нам не составит труда прийти к выводу, что мы находимся под воздействием гуны невежества. Нас волнует лишь наслаждение и желание каждое мгновение чувствовать себя хорошо, не задумываясь о долгосрочном эффекте наших действий. С другой стороны, люди, действующие в гуне благости, посвящают собственную жизнь бескорыстному служению другим, и это служение дарит им чувство бесконечной радости, удовлетворенности и внутреннего роста, позволяя преодолевать препятствия и трудности на своем жизненном пути.

По большому счету, большинство из нас находится под воздействием различных гун в разное время — все зависит от качества нашего сознания. Однако это воздействие взаимного характера, поэтому Бхагавад-гита предполагает, чтобы мы, оценивая свои поступки, стремились от гуны невежества и страсти до гуны благости, что позволит нам постепенно очистить собственное сознание и отправиться в путешествие за пределы этого материального мира.

Е.С. Бхакти Тиртха Свами.
Цитата из книги «Духовный воин»,
глава «Гуны материальной природы»