Если люди не объединяются, они к Богу приблизиться не могут

Одна из целей, для которых учреждается Общество (из третьего пункта Конституции ИСККОН Шрилы Прабхупады), звучит следующим образом:

«Объединить разных людей, независимо от их национальности, вероисповедания и происхождения, в Общество, чтобы приблизить их к Богу и развить в их сознании понимание того, что в каждом из них и во всех остальных людях находится бесконечно малая душа, которая является неотъемлемой частицей Бога, качественно подобной Ему, и вся наша жизнь предназначена для удовлетворения Бога, Высшей Души».

Это положение очень интересно. Послушайте его внимательно. В нем Шрила Прабхупада говорит очень важную вещь. Он говорит, что понимание Бога как Личности, то есть богоцентрическое понимание, невозможно без объединения людей, без обучения их науке сотрудничества. То есть это взаимосвязанные вещи.

Приведу простой пример. Представьте себе круг, на котором находятся точки — живые существа. У этого круга есть центр. Когда мы говорим о богоцентризме, мы подразумеваем Всепривлекающую Личность. Всепривлекающий означает, что Он притягивает как магнит. Всепривлекательность — это образ магнита, который притягивает вот эти живые существа к себе, как Земля, которая притягивает планеты. И что происходит с живыми существами в тот момент, когда этот магнит (центр) притягивает их к себе? Они приближаются друг к другу.

Поэтому невозможно движение к центру, то есть к Всепривлекательному Богу, без движения друг к другу. Это одно и то же движение, рассмотренное в разных ракурсах. Понимаете?

И поэтому Шрила Прабхупада в этом пункте увязывает сознание Кришны как богоцентрическую концепцию с объединением разных людей, независимо от их нации, религиозных убеждений. То есть он увязывает одно с другим. Вот смысл этого пункта Конституции.

Он говорит: «Объединить людей, чтобы приблизить их к Богу». Иначе говоря, если люди не объединяются, они к Богу приблизиться не могут. Одно дело — когда вас Кришна притягивает, а другое дело — когда вы друг друга притягиваете. Представьте, что эти частицы (живые существа), которые находятся на круге, связаны одной веревкой (это то, о чем в этом пункте говорится). И теперь представьте, что каждый тянет эту веревку с одной стороны и с другой стороны к себе, то есть притягивает каждого к себе. И цель заключается в чем? Когда каждый будет тянуть эту веревку к себе, притягивать своего брата к себе, что будет происходить в результате? Круг начнет стягиваться к центру.

Поэтому в любой богоцентрической садхане есть два момента: бхава-рупа и чешта-рупа. Бхава-рупа означает, что Господь нас вдохновляет, Он нас зовет, Он нас манит, то есть действует как магнит. А чешта-рупа означает, что мы совершаем усилия для сближения и приближения к Богу. То есть мы должны совершать усилия для того, чтобы сотрудничать с другими в богоцентрической цели, в цели приблизиться к Богу.

Вот об этом говорит этот пункт — о наших усилиях для того, чтобы приблизиться к Богу через сотрудничество со всеми другими живыми существами. Речь здесь идет именно о чешта-рупе, о нашей работе для движения к этому центру. Понимаете?

Нет у меня ощущения, что вы понимаете. Я сейчас объясню почему. Потому что преданные в основном не очень это практикуют. Практика в основном такая: мы служим Богу, Он — Всепривлекающий, и Он должен нас сблизить. Но если, например, кто-то «свалил» из движения, никто про него даже не вспоминает. То есть у нас нет такой темы, как держаться друг за друга и подтягивать друг друга к Кришне, помогать друг другу. Знаете, как в семье, люди держатся друг за друга. У нас такое более имперсональное ощущение: ну Кришна же всех притягивает, а мы зачем должны друг друга тянуть? — такой необходимости нет.

Но Шрила Прабхупада другую вещь говорит. Он говорит: «Объединять разных людей». То есть он говорит о конкретных действиях. То есть нужно быть заинтересованным в том, чтобы люди приходили, общались. То есть нужно их приглашать, нужно о них заботиться. Вот это чешта-рупа, это усилия.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами