Путь к духовному пробуждению
Эмоции в служении
Я уже упоминал, что часто преданные думают: вайдхи-бхакти — это деятельность, которую мы осуществляем из чувства долга. Но когда мы говорим об этом, мы имеем в виду именно осознанную позицию, так как знаем, что делаем и зачем. Но раз это для нас важно, значит, мы делаем это уже эмоционально!
Интересно, что когда преданные слышат об эмоциональности, то опять же чисто западное восприятие уводит их в сторону от самого понимания предмета обсуждения. Дело в том, что на Востоке эмоциональность как проявление «кайфа» человека, его самонаслаждения является делом низким, неблагородным. Восточный человек внутренне сдержанный и созерцательный. Но! Когда он воспринимает что-то важное, сокровенное, то он выражает это эмоционально сильно, создавая этим сильные самскары в пространстве, в обществе. И это уже приветствуется!
Поэтому эмоциональность жителей Враджа, например, не имеет вообще ничего общего с поверхностно-дешевыми эмоциями современного человека, чьи огрубевшие от механических отношений чувства требуют все более ярких шоу, музыкальных звуковых излишеств, я уже не говорю о более примитивных раздражителях.
И вот, когда я смотрю на то, как преданные-неофиты восторгаются какими-то нашими «духовными шоу» и кричат с совершенно бессмысленными глазами «Харибол!», я иногда думаю: а не уводим ли мы эти души с пути истинного созерцания Истины?
Итак, на чем я остановился? Да, на вайдхи. Есть другая разновидность чистой бхакти-йоги — рагануга-бхакти-йога. Она тоже происходит благодаря вдохновению, которое возникает из санги, общения с гуру. Но это немного другое вдохновение: не столько самим смыслом, или бхакти, а скорее это влечение определенным настроением бхакти, выражением бхакти в чувствах.
Поэтому переход в сферу рагануга-садханы возможен только тогда, когда мы достигли успеха на пути вайдхи до такой степени, что ощущаем вкус бхакти, то есть эмоционально мы включены в служении. Тогда мы способны будем привлечься определенными настроениями, которые все олицетворены в ком-то из вечных спутников Кришны во Врадже. Зачем я всё это объясняю? Наверное, для того, чтобы преданные учились хранить и культивировать свой эмоциональный сад, через который лежит тропинка на Голоку.
Вайдхи-бхакти в любом случае ведет нас в духовный мир, на Вайкунтху, но движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху несет нечто даже более важное, чем возвращение к Богу. Оно несет особое настроение бхакти, то есть это движение рагануга-бхакти изначально. Доказательством этого является то, что мантра Харе Кришна, которую Гауранга нам дал, действует на человека на совершенно бессознательном, интуитивном уровне, совершенно независимо от того, понимает ли он ее смысл или нет.
Е.С. Бхактиведанта Садху Свами