Путь к духовному пробуждению
Духовный рост и карьера в религиозной организации
Иногда мы можем путать карьеру в религиозной организации с духовным ростом и можем думать, что духовно растем, тогда как в реальности просто растет наше ложное эго:
- я старший преданный
- я должен командовать всеми этими каништхами
- тут все должны подчиняться мне
- я же особенный
- я избранный, я святой
- я чистый преданный
- все вы можете приблизиться к Богу только через меня
- вы все без меня никто
- я духовен
- я самый искренний
- мне не нужно быть смиренным, это все они должны быть смиренными по отношению ко мне
- они все должны кланяться при виде меня
- они должны очень мягко и уважительно разговаривать со мной и вилять хвостом
- они должны жертвовать мне деньги
- я инициированный преданный
- я брахман
- я мужчина
- я гуру, я куратор, я великий лидер нама-хатты, я великий президент великого храма, я очень важный менеджер департамента поклонения Божествам, я самый главный ученик моего гуру… я… Я… Я…
И если кто-то посмеет сказать нам что-то поперек, мы гневаемся и ставим этого выскочку и наглеца на место. Что он себе позволяет? Он что, забыл кто я такой? Потому что бунт против нас – это бунт против Господа, против ИСККОН, против Шрилы Прабхупады, против всего святого. По крайней мере, так мы это можем представлять в своем уме.
Такое настроение может стать серьезным препятствием для нашего реального духовного роста. Это может очень сильно замутнить сознание как отдельного человека, так и целых групп. Поэтому у Кришны есть свой антимонопольный комитет. Вы можете видеть, что в жизни многих преданных после десятков лет духовной практики наступает такой интересный этап, когда они теряют все свои посты и звания, весь почет и становятся просто обычными людьми, обычными падшими преданными. Может быть, Кришна даже сделает так, что преданный рождается каким-то животным подобно Махарадже Бхарате.
Посмотрите, где сейчас все те преданные, которые были так активны в служении 10, 20, 30 лет назад? А ведь и тогда было немало преданных. Куда они делись? Они пали? Майа победила их? В определенном смысле – да, возможно, с кем-то это и произошло. По крайней мере, это работает как хорошее предостережение для тех, кто «ещё в строю». Но с другой стороны, Кришна говорит, что нет потерь на этом пути. Кришна говорит, что преданный никогда не погибнет. Говорит, что защитит от любой опасности. Разве Он обманывает? Если Он обманывает, тогда зачем вообще Его слушать?
Нет, преданность никогда и никуда не девается. Просто она уходит в непроявленное состояние. Кришна скрывает преданность человека от глаз всех окружающих, чтобы очистить её. Мы видим, что в мире всё так: когда что-то ремонтируют, это стараются делать в каком-то укромном месте.
Такое видимое падение очень очищает. После десятков лет осознания своего духовного превосходства так полезно побыть просто обычным человеком. Вы думали, что это вы такой привлекательный, и люди привлекались вами. Но когда вы все теряете, вы видите, что никому до вас, в общем-то, не было никакого дела, все просто привлекались этим блеском славы. А именно роль посредника между Богом и другими людьми может принести нам такой почет и уважение, которых, похоже, нельзя найти больше нигде в материальном мире. Ведь, становясь представителем Бога, мы и сами становимся немножко Богом.
Мы склонны забывать, зачем нужны все эти посты в религиозной организации. Они не нужны для отношений между преданными. Они нужны для проповеди, для того, чтобы заслужить внимание материалистов. Господь Чайтанья принял саннйасу для проповеди материалистам. В противном случае, Ему не нужна была эта саннйаса. Он и так прекрасно воспевал святое имя в Шривасангаме. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начал давать своим ученикам брахманическое посвящение только ради проповеди материалистам. Потому что в Индии люди были приучены слушаться и уважать брахманов.
Но в среде преданных мы должны быть простыми, как в семье. Все мы – одна десятитысячная конского волоса. Среди нас нет никого, кто был бы две десятитысячных. У каждого есть свои уникальные качества, каждый бесконечно ценен в глазах Господа. И, вместе с тем, каждый из нас остается ану, бесконечно маленьким и незначительным.
Но будь человек даже проповедником славы святого имени, если он повторяет святые имена Господа или поет киртан напоказ, просто движимый желанием обрести признание и занять хорошее положение в обществе (пратиштха), все, чего бы он ни достиг своими усилиями, будет недолговечно. Обман и иллюзии никогда еще не порождали ничего вечного. (Бхактисиддханта Сарасвати, «Вайшнава Ке», текст 13)
Брихад Бхагаватамрита 2.4.193.
Иерархия среди преданных [на Вайкунтхе] только воображаема в соответствии с их собственными формами служения и со счастьем, которое каждый преданный испытывает от своих взаимоотношений с Богом.
Комментарий: Каждый чистый Вайшнав обретает результат соответствующий его личному преданному служению. Что же тогда является основой для разграничения, кто из преданных занимает более высокое положение, а кто более низкое? В действительности такой иерархии не существует. Эта иерархия лишь воображаема и существует лишь для того, чтобы сравнивать разные виды преданного служения. Каждая из разновидностей преданности, рас, и виды счастья соответствующего этой преданности для удобства могут быть представлены как разные уровни совершенства. Среди девяти методов практики преданности, таких как слушание и прославление, и в разнообразных видах служения совершаемых преданными по отношению к Господу Вайкунтхи и в любых других местах, лично служить Господу, массировать Его стопы, причесывать Его волосы, служить Ему в качестве привратника, каждый преданный наслаждается самой высшей формой счастья благодаря своему преданному служению выполняемому по отношению к Господу, которому он поклоняется. Если мы предположим, что между этими видами служения есть иерархия, то мы сможем также составить иерархию счастья, которое получает преданный в соответствии со своим положением. Но даже если, как некоторые считают, эта иерархия действительно существует, ни один из преданных не считает, что он обделен в чем-либо. Все преданные Господа чувствуют себя полностью удовлетворенными и счастливыми.