Путь к духовному пробуждению
Духовный учитель приходит для того, чтобы сказать нам одну простую истину
Духовный учитель приходит для того, чтобы сказать нам одну простую истину: что на самом деле мы все по природе своей – чистые, святые души, и что все эти искусственные глупые вещи, нагромождения, которые мы накопили и которые считаем ценными, – это все ерунда, что нужно просто отбросить это и стать самим собой, то есть просто жить для того, чтобы любить. Эта вещь, до тех пор, пока мы не увидим перед собой такого человека и не услышим от него – не обязательно на вербальном уровне – это послание, послание о том, что быть душой, любящей Кришну, легко, просто и естественно, это то, что мы должны и можем делать, мы никогда это не поймем, до тех пор, пока не увидим перед собой такого человека. Что на самом деле, как иногда люди говорят и Шрила Прабхупада заметил это, что духовная жизнь сложна. На самом деле, это ложь, сложна материальная жизнь. Если есть что-то сложное в этом мире, то это материальная жизнь.
Духовная жизнь – очень простая вещь. Потому что в материальной жизни я все время должен хитрить, ловчить, изворачиваться, пытаться притворяться, быть кем-то не самим собой, пытаться изображать из себя что-то, достигать чего-то. Духовная жизнь – очень простая вещь, но в этой простоте и есть ее основная сложность. Нам нужно увидеть человека, который реализовал эту простоту, своими собственными глазами, перед самим собой для того, чтобы поверить в то, что такое может быть.
Есть категория людей, которая не верит в то, что духовные учителя могут существовать в принципе, они называются атеистами. Есть категория людей, которая считает, что последним духовным учителем был Шрила Прабхупада, они называются ритвиками, это, так сказать, Гаудия-вайшнавская разновидность атеизма, что-то еще. Это точно так же, как люди говорят, что Бога нет, а есть люди, которые говорят: «Бог есть, но нет того, кто Его знает или того, кто Его понимает». Это атеизм, это вариант атеизма. Но мы все в душе, внутри, в глубине сердца своего знаем, что Бог есть, и так как есть Бог, то есть есть Бхагаван, то есть бхакти. Потому что Бог означает, что есть бхакти, а если есть бхакти, то значит должны быть бхакты. Потому что сказать, что есть Бог и что есть бхакти, но нет бхакт, это само по себе противоречивая вещь. Если есть бхакти, то должны быть люди, которые несут в себе бхакти, которые олицетворяют бхакти или представляют бхакти.
В конечном счете, наша духовная жизнь основана даже не на этой вере, а на этой уверенности в том, что есть Бог, что есть бхакти и есть бхакты. И что бхакти в разной степени проявляется в разных людях, и есть люди в нашей жизни, в которых эта бхакти проявляется максимально полным образом, и наша обязанность по отношению к ним – занять естественное положение слуги, ученика. Если бы таких людей не было, то мы бы никогда не смогли занять это естественное положение. Без этого мы никогда не сможем понять, что значит по-настоящему быть слугой или учеником.
Я очень благодарен Кришне – Кришне, Шриле Прабхупаде, ИССКОН, этой замечательной организации, которая вышла из чистого желания сердца Шрилы Прабхупады, из его сострадания, – за то, что он дает возможность нам столкнуться с разными проявлениями бхакти, за то, что он дает нам возможность увидеть, почувствовать эту бхакти, за то, что он помогает встретиться с человеком, который в нашей жизни и будет олицетворять эту бхакти самым полном и совершенным образом.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами